Как работает «Поиск»? Новый десктоп-триллер в Доме кино «Шевченко»

Вчера, 15 ноября, в Доме кино «Шевченко» представили новый десктоп-триллер «Поиск».

Картину снял дебютант в большом кино Аниш Чаганти, а спродюсировал Тимур Бекмамбетов (тот самый, что снял «Дозоры»).

«Поиск» — это абсолютно точно не типичный триллер с исчезновением человека и расследованием преступления. В нем есть особенность: фильм снят в формате «screenlife», то есть все действия в картине развиваются на экранах телефонов, компьютеров, телевизоров и камер слежения; операторской работы как таковой в фильме нет. Этот формат Тимур Бекмамбедов активно продвигает, выпуская один за другим разножанровые фильмы, объединенные между собой только одной отличительной чертой – развитие сюжета в них мы наблюдаем через окошки мессенджеров и социальных сетей, напоминания в календаре компьютера, телевизоры, ролики на YouTube, письма на электронной почте и так далее.

Казалось бы, подобный формат съемки должен ограничивать создателей картины в плане знакомства с героями. Однако буквально за несколько минут в начале фильма режиссеру удалось показать всю историю семьи главного героя: мы видели свадьбу Дэвида и Пэм, рождение их дочери и её первый день в детском саду и школе, мы знаем, как умерла жена главного героя – и всё это мы увидели на экране монитора. То есть у десктоп-фильмов есть большой набор инструментов для характеризации персонажей. Причем авторы учли все детали, чтобы отразить ход времени. Картина начинается со звука соединения диалап-модема (сейчас уже не многие вспомнят, что это), потом допотопная заставка Windows XP и так далее. Когда действие картины переходит в наше время, всё это сменяется современными гаджетами и всем известными мессенджерами, социальными сетями.

Что еще бросилось в глаза, так это то, что фильм полностью локализован для русского зрителя. Переведено буквально всё: все сервисы и сайты, текст на экране всегда вводится на русском и так далее.

По сюжету у главного героя Дэвида Кима бесследно пропадает дочь. Начав собственные поиски, отец взламывает компьютер дочери и осознает, что абсолютно не знает своего ребенка. Роль безутешного отца играет Джон Чо (да, тот самый парень из «Стартрека»). Выясняя все новые и новые подробности из тайной жизни дочери, Дэвид Ким пытается  выйти на ее след.

В фильме поднимаются важные темы. Например, роль современных технологий в жизни общества: с одной стороны, люди так поглощены компьютерами, что грань между реальной жизнью и виртуальной просто стирается, а с другой стороны, именно современные технологии помогают главному герою, будучи вполне обычным пользователем ПК, самостоятельно расследовать исчезновение дочери при помощи обычных социальных сетей, почты, банковских счетов.

Вместе с этим, режиссер показал и то, какую роль в жизни современного человека играет общественное мнение, популярность и внимание к собственной персоне. Это было понятно по эпизоду, где резко менялась реакция общественности на исчезновение девушки: она никому была не нужна, и даже на новость о ее исчезновении все отреагировали без особого интереса. Но ровно до тех пор, пока об этом не заговорили на телевидении.

Также рассматривается проблема взаимоотношений в семье: родители хотят знать, чем занимаются их дети, а дети, в свою очередь, боятся, что родители о них всё узнают. В фильме подчеркивается дистанция между поколениями: отец Марго привык общаться со своей дочерью через сообщения, в результате чего выяснилось, что он совсем не знает своего ребенка. Вместе с тем в фильме показано, что для того, чтобы защитить своих детей, родители готовы пойти на всё, даже не криминал.

Сюжет фильма оказался вполне реалистичным и жизнеспособным, фильм напряженный и волнующий. Мне постоянно приходилось бегать глазами по экрану в поисках подсказок. Внимание нужно было обращать буквально на всё: аватарки в соцсетях, тексты, даты сообщений. Одним словом, фильм «Поиск» вас точно не разочарует.

Софа Балазан