Как в школах ДНР будут изучать историю после перехода на российские стандарты образования

Переход образования ДНР на стандарты Российской Федерации, безусловно, позитивный момент. Но в этом процессе немало и сложностей, связанных с адаптацией.

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

Большие нагрузки легли на плечи учителей истории, преподавание которой в России отличается от того, что было у нас еще совсем недавно. И поэтому нынешним донецким шестиклассникам за год предстоит одолеть и древнюю историю, и средневековую. Об этом (и не только) мы поговорили с завучем и учителем истории донецкой школы № 3 Татьяной Чабан.

– Татьяна Сергеевна, как отразился переход на российские стандарты на учебном процессе в целом и на преподавании истории в частности?

– Введение новых государственных стандартов – процесс непростой. Мы уже несколько лет работали по программам, приближенным к российским. Но все же отличия были существенными. Теперь же в основе учебного плана любого общеобразовательного учреждения ДНР лежат стандарты РФ. Некоторые предметы уже не изучаются (например, черчение), в то же время появились новые. ОБЖ теперь будет с 5-го по 9-й класс. Ну и самое главное новшество – система углубленного изучения отдельных предметов и профилизация в старших классах. Но это тема для отдельного разговора.

– Ранее наши дети учили историю Древнего мира в 6-м классе, а по российским стандартам она значится в программе 5-го. Как нынешние шестиклассники будут наверстывать упущенное?

– Да, нынешний учебный год – переходный период для наших историков. Действительно, по российским стандартам история Древнего мира начинает изучаться в 5-м классе. То есть весь школьный курс истории начинает преподаваться на год раньше. В сложной ситуации оказались учащиеся 6-х и 7-х классов. Если бы они изучали предмет с начала года по новым программам, то потеряли бы большие значимые периоды древней истории в 6-м классе и историю раннего Средневековья в 7-м. Но допустить этого мы не могли. В текущем учебном году в первом семестре учащиеся 6-го класса изучают историю Древнего мира, семиклассники – историю Средневековья. А во втором полугодии будет изучен плановый материал 6-го и 7-го классов. Естественно, объем материала будет оптимизирован, но целостность изучения исторического процесса из-за этого не нарушится.

ПЕРЕСТРОЙКА НА ХОДУ

– Нет ли в этой связи недостатка в учебниках истории?

– В целом школы полностью обеспечены учебной литературой для организации работы по новым стандартам. Проблемой могут стать те моменты, когда один и тот же комплект учебников необходим двум параллелям одновременно. Например, для 5-го и 6-го классов нужен учебник истории Древнего мира в первом семестре. Администрация школ решает этот вопрос на местном уровне. В то же время все учебники имеются в электронном формате в свободном доступе. Так что с этим проблем нет.

– Сложно ли учителям переходить на новые стандарты образования? Приходится ли проходить курсы повышения квалификации?

– Учителям и администрации школ этот процесс дается нелегко. Но не потому, что нам незнакома система образования РФ. Просто большую часть нормативных документов, в том числе и примерных программ по предметам и методических рекомендаций, педагоги увидели в последних числах августа – начале сентября. Времени на глубокое изучение практически не было. Сразу нужно было перестраиваться и внедрять все новинки. На сегодняшний момент самые основные вопросы решены, учителя работают в штатном режиме, все в порядке. Никаких специальных курсов повышения квалификации проходить не нужно.

НОЧНОЙ КОШМАР

– Как отразился на качестве полученных знаний дистанционный формат обучения, введенный в минувшем учебном году в связи с коронавирусом? Не боитесь ли, что дистанционка вернется и в этом году?

– Дистант – это, конечно, ночной кошмар учителей, родителей и детей. Этот формат обучения, да еще такой длительный, как в прошлом году, подтвердил истину, что без живого учительского слова качественного обучения не будет. Никакие платформы и онлайн-уроки его не заменят. В сентябре было организовано повторение изученного и диагностирование детей по материалам дистанционного периода. Результаты неутешительны. Но, помимо собственно пробелов в знаниях, дети утратили чувство организованности, навыки самоорганизации и самодисциплины. Диагноз для учителей-профессионалов оказался не смертельным, все проблемы были решены к концу сентября. А потом – вновь длительные каникулы. И мы опасаемся, что в связи с эпидобстановкой дистанционка может вернуться. Но в данной ситуации правильнее думать о здоровье. Причем не только детей, которые придут в класс, но и учителей, многие из которых находятся в зрелом возрасте. Будем работать так, как решит руководство.

– Как сегодня преподается история? Проверка знаний – в формате тестирования или в тренде снова устные ответы у доски?

– В отличие от других предметов, историки практически не ограничены в формах проведения оценивания учебных достижений. Большое внимание, конечно же, мы уделяем тестовым формам. Потому что это основа ГИА и ЕГЭ. Кроме того, часто используются экспресс-опросы и расширенные опросы. А также исторический диктант, игровые методы и разнообразные творческие задания. Достаточно много времени мы уделяем проектной деятельности. А защита проектов без выступления докладчика и вопросов к нему не происходит.

УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ ИЗ ШЛАКА

– Как сегодняшние школьники воспринимают курс истории? Могут спорить с учителем и выражать свою, альтернативную точку зрения на то или иное событие?

– На мой взгляд, дети все так же воспринимают историю, как и 20–40 лет назад: кому-то интересно, кому-то не очень. Радует, что у старшеклассников не пропадает интерес к знаковым событиям Новой и Новейшей истории. Они не равнодушны к истории СССР, событиям Великой Отечественной войны. Другое дело, что, в отличие от нас, они еще больше удалены от этих событий, и многие очевидные для нас вещи для них являются истинным открытием. Мне в прошлом году, например, на урок в 11-м классе пришлось принести кассету для магнитофона. Большинство из ребят такой раритет даже не видели. Могут спорить и спорят. И это замечательно! Значит, я работаю не зря. Но здесь существует другая проблема – огромное количество информации, которая очень часто не имеет под собой научного обоснования. К сожалению, этого информационного шлака вокруг полно. И вот здесь одна из основных задач учителя-историка научить подрастающее поколение правильно выбирать информационные источники, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Ксения Белашова, газета «Донецк вечерний»

ЛОЖКА ДЕГТЯ (ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ)

Татьяна Сергеевна позитивно смотрит на ломку привычного стандарта преподавания истории в ДНР. Наверняка у нее есть для этого основания. Но позволю себе одно замечание как участник процесса (мой сын как раз шестиклассник, и его обучение происходит на моих глазах и частично под моим руководством). То, что дети вынуждены за краткий срок «проскакать» всю древнюю историю, а потом так же стремительно – средневековую, попросту выбивает из-под их исторических знаний табурет.

Одни из самых увлекательных периодов мировой истории для ребят становятся мусорным баком имен, географических и культурных понятий, дат. К тому же все это нужно «впитать» максимально быстро, в стрессовых условиях. Если раньше любовь к истории во многом закладывалась в средней школе – через пирамиды, античные мифы, завоевания Македонского и крестовые походы, – то теперь при слове «история» у школьников будет всплывать образ большого скучного конспекта и жуткой контрольной по итогам его освоения. Увы…

Не стоит забывать и о полудистанционном формате нынешнего обучения. Если бы еще все это учителя преподавали, а то приходится детям сидеть у мониторов и пялиться в электронные буквы. Да, печальная история.

Роман Карпенко