Наталья Волкова рассказала, как протекает творческий процесс в Донецком драмтеатре

Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. М. М. Бровуна новый сезон начал чрезвычайно интенсивно – за два месяца зрителю презентовали уже четыре премьеры, а до Нового года число новинок вырастет до десяти. О том, как протекает творческий процесс в одном из ведущих культурных учреждений Республики, рассказала директор театра и художественный руководитель Наталья Волкова.

Грамотное распределение сил

В новом сезоне муздрама взяла высокий ритм: 10 премьер до конца года. Наверняка есть трудности в выполнении такого насыщенного плана?

Больших трудностей не вижу, потому что главное – четко и качественно спланировать работу. Приведу пример: костюмы к спектаклю «Красная Шапочка», который выйдет к Новому году, мы начали шить еще летом. Нужно грамотно распределить свои силы. У нас в театре достаточно креативных специалистов, и сейчас параллельно работают три творческие группы. Чтобы осуществить все задуманное, достаточно мощностей и у наших выпускающих цехов.

Обилие новых спектаклей неизбежно влечет за собой уход из репертуара прежних. Не жаль расставаться со старыми постановками?

Очень жаль. Спектакли для нас как дети. Каждому актеру важна его роль, зачастую любимая. Но время показывает, что нужно насыщать репертуар новинками, а театр физически не в состоянии удержать все: и старое, и новое. Для стационарного театра у нас и так очень большой репертуар, и его прокат в принципе невозможен в наших  реалиях – даже несмотря на то что добавились новые сценические площадки в стенах театра и мы стараемся много работать на выездах. Нужно смотреть правде в глаза и быть реалистами.

В Сети огромное количество хвалебных отзывов о работе театра. А приходится ли сталкиваться с критикой? Как реагируете на нее?

Конечно, критики тоже хватает. Невозможно всем нравиться. Один считает, что ту или иную роль дол- жен играть его любимый актер, другой настаивает на какой-нибудь пьесе, которую мы обязательно должны поставить. Так же, как и мы, зрители тяжело расстаются с полюбившимися спектаклями. В принципе, это замечательно, когда высказываются различные мнения. Все не могут мыслить одинаково, каждый видит свое. Критика тоже приносит нам определенные плоды: что-то мы пересматриваем, иногда предлагаем зрителям иное решение. И все же мы не идем на поводу у аудитории, у нас сейчас тот этап, когда мы зрителей ведем за собой. Мы довольно высоко подняли планку, и нам нужно ее держать. Впрочем, в последнее время зритель вполне доверяет нашим специалистам, их вкусу в выборе материала, в распределении ролей. Поэтому можно сказать, что в диалоге с аудиторией у нас сейчас все обстоит благополучно.

Камертоны худсовета

Худсовет муздрамы суров или лоялен?

Я бы сказала иначе: наш худсовет профессионален. На нем всегда детально и обстоятельно обсуждают спектакли и дают очень важные советы режиссерам. Особенно главные наши камертоны: Михаил Иванович Бондаренко, Василий Николаевич Гладнев, Татьяна Васильевна Романюк, Сергей Георгиевич Лупильцев. Мы всегда
прислушиваемся к их мнениям, хотя я стараюсь на другую чашу весов ставить и точки зрения молодых специалистов. Ведь меняется время, меняются взгляды, вкусы. Мне кажется, истина как раз в золотой середине.

Строгий ли критик лично вы как худрук театра?

Я не могу быть очень жестким критиком и отдаю себе в этом отчет. Я очень люблю наших актеров, мне нравится то, что они делают. Многих из них я воспринимаю как членов своей семьи, и даже как своих детей, несмотря на то что у нас не очень большая разница в возрасте.
В то же время никогда не бывает так, чтобы я посмотрела новый спектакль и была удовлетворена увиденным на 100 процентов, или даже на 90. У меня всегда много замечаний. Однако я неизменно учитываю, что имею дело с творческим коллективом. Особенно внимательной стараюсь быть к молодым актерам. Людям, которые недавно переступили порог театра, нужно дать возможность раскрыться. Нельзя только указывать им на недостатки. Нужно давать актеру возможность играть, искать себя, при этом мягко направляя его, помогая, подсказывая. Тогда вырастет настоящий мастер. Собственно, та же методика, что и в воспитании детей. (Улыбается.)

 С установкой на плюс

Муздрама вводит в репертуар спектакли разных жанров и форматов. Но возможно, что-то из задуманного пока не получается реализовать? Если да, то почему?

Если давать себе установку на минус, то, конечно же, ничего не получится. Но когда я смотрю на людей, которые работают в театре, мне иногда кажется, что для нас нет ничего невозможного. Зрители давно просили новых комедий – и в этом сезоне мы увеличиваем количество такого рода постановок. Так, 2 октября, на Новой сцене состоялась премьера «Красавчика из Швеции». Это спектакль с не совсем типичным французским юмором великолепной актерской игрой и глубоким философским подтекстом. Уже в ноябре на этой же площадке зрители познакомятся с английским юмором в страшно смешной комедии «Неугомонный дух». А открыли мы этот сезон премьер в сентябре большим одесским анекдотом «На углу Дерибасовской». Музыкальную программу под таким названием представили в Театральной гостиной. Мы знаем, с каким нетерпением дети ждут в театре новых сказочных историй. Открою секрет: в канун новогодних праздников наши юные зрители смогут увидеть три премьеры. Одним из спектаклей будет традиционная сказка Главы ДНР, на которую будут приглашены дети со всей Республики. Также на Большой сцене мы увидим любимую и детьми, и взрослыми Красную Шапочку. А для самых маленьких на Новой сцене мы приготовили интерактивную постановку «Три поросенка».

В прошлом году в Донецке состоялся международный театральный фестиваль «Мизансцена». Будет ли он иметь продолжение?

Фестиваль, согласно положению, будет проводиться один раз в два года. Наш первый опыт оказался очень успешным: в сентябре 2017 года в течение недели на двух сценах Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра выступили 10 коллективов: из Йошкар-Олы, Москвы, Вологды, Брянска, Донецка. Зрители увидели 11 спектаклей самых разных жанров: фантасмагорию, драматическую историю, музыкальную исповедь, моноспектакль и многое другое. Открою вам секрет, что сразу по окончании фестиваля нам стали поступать заявки от новых участников. Мы уверены, что «Мизансцена-2019» станет самым громким театральным событием в жизни Республики.

Муздрама практикует выездные спектакли в разных городах Республики. Прием, который артисты встречают на периферии, отличается от донецкого, домашнего?

Мы стараемся, чтобы жители других городов и районов нашей Республики были в центре всех театральных событий, и потому готовим довольно разнообразный выездной репертуар, в котором есть и новинки, и комедии, и драмы, и мюзиклы, и спектакли для детей. Несколько раз в месяц мы выезжаем в Амвросиевку, Енакиево, Зугрэс, Торез, Харцызск. Но этим перечнем городов мы не собираемся ограничиваться и рассматриваем возможность охватить как можно больше населенных пунктов. Время сейчас сложное: у многих просто нет возможности приезжать к нам на спектакли, а увидеть их очень хочется. Мы это знаем, чувствуем, что там нас тоже любят и ждут, ведь билеты на выездные спектакли раскупаются так же быстро, как и в Донецке.

По материалам газеты «Донецкое время»