О людях этой профессии ходит много анекдотов, сплетен. Да они и сами могут рассказать массу веселых и парадоксальных историй о своих коллегах. Их ненавидят, их боятся, но все преклоняются перед ними, когда возникает проблема. Знакомьтесь: Александр Микитась – системный администратор одной из государственных структур Донецка

Справка: системный администратор – сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного обеспечения. Зачастую системному администратору вменяется обеспечение информационной безопасности в организации. Разговорное название – сисадмин.

Тернистый путь

– Александр, как вы стали системным администратором?

– Долог и тернист был мой путь: от инженера-электронщика сервисного центра дорос все-таки до системного администратора.

– Что включает в себя работа сисадмина?

– Обслуживание компьютерной техники, периферии, поддержание всего хозяйства и добра в работоспособном состоянии.

– С чем вам приходиться сталкиваться на работе? Каковы основные трудности?

– Главная проблема – устаревшая техника, которая часто выходит из строя. Нельзя разорваться на несколько участков одновременно. Приходиться выполнять сначала одно задание, потом другое. Ну и еще… Большинство проблем с компьютерами происходит по вине пользователей.

Промежуточный слой

– В вашей профессии нужно и обладать интеллектуальными знаниями, и уметь работать руками…

– В этом, собственно, и заключается отличие системного администратора от программиста. Нам нужно не только знать программы, но и уметь работать с «железом». Сисадмин – это, так сказать, некий промежуточный слой: вроде бы и не программист, но и не чисто «железячник». Большинство системных администраторов не имеют специального высшего образования. В вузах можно выучиться на программиста, но не на системного администратора. Приходится учиться самостоятельно, на ходу, по справочникам и руководствам. Очень помогает опыт коллег по профессии, Интернет же в этом смысле просто незаменим. Если человек технически подкован и способен логично мыслить, он может стать сисадмином. Единственное условие – требуется большой опыт работы с компьютерным оборудованием. Этот опыт надо все время пополнять, постоянно повышать квалификацию, читать спецлитературу.

– Какое образование предпочтительно иметь системному администратору? Можно ли стать профессионалом в вашем деле, окончив лишь спецкурс и прочитав пособия?

– Образование лучше иметь техническое. У меня как раз такое. Я заканчивал Донецкий техникум промышленной автоматики, а затем Донецкий национальный университет по специальности «радиофизика и электроника».

– Некоторые считают работу системного администратора творческой профессией. Это так?

– Отчасти да. Потому что иногда приходится находить нестандартные решения, ведь запросы пользователей тоже бывают необычными. К примеру, был случай, когда меня попросили отформатировать документ так, «чтобы было красиво». Оказывается, просьба заключалась в том, чтобы сдвинуть абзацы, подровнять текст по шаблону. Хотя это и не моя работа, а редакторская, пришлось помочь. (Улыбается.)

Чем меньше работаешь, тем лучше

– Можете описать свой типичный рабочий день?

– День начинается с готовности исполнять требования людей. Они приходят на свои рабочие места, и у некоторых не запускается операционная система. Не включился компьютер – исправляем. В течение рабочего дня случаются плановые задания по ремонту и профилактике техники, попутно поступают вопросы по обновлению бумаги в принтере и так далее.

– Как часто к вам обращаются сотрудники вашей компании?

– В любом случае все технические вопросы проходят через меня, поэтому не проходит и дня без обращений. Бывает такое, что мой телефон просто накаляется, а бывает, что и не звонят. Есть шутка: хороший сисадмин – это тот, который ничего не делает. Значит, работа выполнена хорошо, все работает, все в порядке. Генри Форд в свое время ввел такую интересную систему для расчета заработной платы персонала, обслуживающего конвейер. У них была отдельная комната отдыха, и счетчик зарплаты работал, пока они отдыхали. Как только конвейер останавливался, выключался и счетчик зарплаты. Это заставляло наладчиков делать свою работу качественно, быстро, чтобы в следующий раз конвейер работал как можно дольше. Так же и у меня: главный показатель хорошо выполненной работы – это минимальное число обращений за помощью.

Вершина карьерного роста

– Какие личностные качества необходимы системному администратору?

– Наверное, в первую очередь терпение, чтобы не срываться лишний раз, когда задаются неуместные вопросы. Стрессоустойчивость тоже должна быть. Ну и самое полезное качество, которым должен обладать системный администратор, – это умение правильно «гуглить», хорошо и быстро. Профессионализм в технической части тоже обязателен нужен, стоит отметить и аккуратность как одно из самых важных качеств, потому как в компьютерной технике много хрупких частей, которые могут сломаться. Хотя есть так называемая защита от дурака, но все равно, приложив русскую силушку, можно умудриться сломать что угодно. И конечно, без внимательности в нашей профессии никак не обойтись, потому что при переносе данных можно нечаянно удалить какие-то необходимые файлы. Потом восстанавливай их…

– Случались в вашей практике курьезы?

– Да были, конечно, хотя работа серьезная и юмора особо не подразумевает.

– Что вам больше всего не нравится в вашей работе?

– Не нравится, когда меня вызывают по проблеме, которая не относится конкретно к моей сфере деятельности: например, когда тормозит Интернет либо зажевало бумагу в принтере. Но самое страшное – когда проблема вообще не формулируется. Я не могу понять конкретно, что случилось, пользователь пытается объяснить своими словами, а в результате, когда добираешься до сломавшейся техники, оказывается, что имела место совершенно другая проблема. Вот это как раз можно отнести к курьезам, о которых вы спрашивали: меня однажды вызвали и сказали, что не загружается компьютер, а на самом деле просто не был запущен системный блок.

– В связи с этим, наверно, самый щекотливый вопрос: как складываются взаимоотношения с коллективом?

– На эту тему существует масса анекдотов, но лично мне с коллективом повезло. Люди достаточно опытные, вежливые. Ни разу еще не было, чтобы на меня кто-то обиделся или высказал претензии. Хотя у моих коллег бывает и по-другому.

– Что можно считать вершиной карьерного роста в вашей профессии?

– Начальник отдела IT. Но в нашей структуре этого отдела нет, поэтому я и так уже на вершине. (Смеется.) Впрочем, если будут поступать интересные карьерные предложения, я буду их рассматривать.

Андрей Кладиев, газета «Донецкое время»