15 февраля – Сретение Господне. В народе говорят, мол, зима с весной встречается, морозы уходят, а тепло приходит. Однако, если заглянуть в календарь, можно найти немало других дней, когда так говорят…
Декабрьское солнцестояние – земля от зимы к лету поворачивает, Масленица – зиму провожаем, а весну встречаем, Красная горка (Радоница) – окончательно зиму прогоняем, а весну закликаем… Ждут люди весны не дождутся. Долгая у нас зима, длинная. Холод полгода длится. Вот и хочется в каждый праздник весну покликать. А на самом деле?
Если смотреть прогноз погоды, то впереди нас еще долго ждет чередование морозов и оттепели. Что поделаешь: февраль как-никак зимний месяц. А если говорить о церковном празднике, то вовсе не зима кого-то встречает в этот день, хотя слово «сретение» действительно значит «встреча». И Сретение в самом деле связано с зимой, точнее – с Рождеством. На 40-й день после Рождества Христова Дева Мария принесла Младенца в храм, где его встретили святой праведный старец Симеон и Анна-пророчица.
В то время на всей земле был только один-единственный храм, посвященный Единому Богу. Находился он в Иерусалиме. Перед тем как бежать от царя Ирода в Египет, Божья Матерь принесла Своего Сына туда. Был такой обычай – посвящать младенца Богу на сороковой день после рождения. Он и сейчас есть. Вы, наверное, видели, как священник вносит какого-нибудь маленького мальчика в алтарь, а девочку поднимает над собой перед царскими вратами, если часто бывали в храме. В Православной церкви до сих пор соблюдается древний обычай приносить в храм недавно родившегося ребенка. Называется он воцерковлением и совершается отдельно от крещения.
Богородица и праведный Иосиф Обручник тоже соблюдали его. Для этого им понадобилось прийти пешком из другого города – Вифлеема. В ветхозаветные времена также практиковалось принесение в жертву животных в благодарность за родившегося ребенка. По своей бедности Дева Мария купила у ворот храма самую малую «жертву»: двух горлиц, которых отдала священнику.
В храме к Ней подошел святой старец Симеон. Между прочим, известный ученый, переводчик, один из соавторов греческого перевода Ветхого Завета – Септуагинты. Когда-то он работал над переводом книги святого пророка Исаии. Там ему встретились слова о том, что Дева родит Сына – пророчество о приходе Христа. Будучи скрупулезным филологом, Симеон посчитал эти слова ошибкой переписчика: ведь родить может только замужняя женщина, а никак не девственница. И он исправил текст. Во сне ему явился ангел и сказал, что ошибки никакой тут нет и Симеон увидит родившегося Мессию собственными глазами.
Говорят, он был очень стар, когда дождался и взял на свои руки Младенца Христа. В благодарность он вознес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву и сегодня повторяют христиане, выражая радость вместе со святым Симеоном.
Старец также произнес и другие слова, обращенные к Деве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец», – предсказав распятие Мессии. За то, что он удостоился принять на руки Христа, его назвали Симеон Богоприимец.
Поклониться Младенцу пришла и пророчица Анна, вдовица, которая жила при храме. На тот момент ей было 84 года. Немногие и сегодня доживают до такого почтенного возраста, оставаясь в трезвом уме и памяти. Она возвестила всем о том, что ребенок – обещанный Мессия.
В этот день встретились две эпохи: уходящая – Ветхого Завета – и наступающая – Нового Завета; пророки, возвещавшие о Христе, с Ним Самим. Такое вот продолжение истории о Рождестве и поклонении Младенцу Христу пастухов и волхвов. Этот праздник пропитан рождественским духом, радостью о приходе в этот темный и грустный мир Христа, верой и надеждой. А вы говорите, проводы зимы…
Кстати, это один из самых древних праздников Церкви. В IV веке в Иерусалиме его отмечали особенно торжественно. Ветхозаветный иерусалимский храм к тому времени был уже разрушен. Христиане собирались в храме Гроба Господня. По свидетельствам паломников того времени, служба в этот день по своей торжественности не уступала пасхальной.
Сретением завершались рождественские торжества, и христиане начинали готовиться к следующему календарно-богослужебному циклу – встрече Пасхи. Так что те, кто еще не решился выбросить елку, можете смело это делать после Сретения.
Мария Цырлина, газета «Кочегарка ДНР»

















Посещая сайт vsednr.ru, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, сбор которых осуществляется «Всё о ДНР». «Всё о ДНР» может использовать указанные данные для их последующей обработки системами Яндекс.Метрика и др., которая осуществляется с целью функционирования «Всё о ДНР». Ознакомиться с Политикой конфиденциальности можно по