15 февраля – Сретение Господне. В народе говорят, мол, зима с весной встречается, морозы уходят, а тепло приходит. Однако, если заглянуть в календарь, можно найти немало других дней, когда так говорят…
Декабрьское солнцестояние – земля от зимы к лету поворачивает, Масленица – зиму провожаем, а весну встречаем, Красная горка (Радоница) – окончательно зиму прогоняем, а весну закликаем… Ждут люди весны не дождутся. Долгая у нас зима, длинная. Холод полгода длится. Вот и хочется в каждый праздник весну покликать. А на самом деле?
Если смотреть прогноз погоды, то впереди нас еще долго ждет чередование морозов и оттепели. Что поделаешь: февраль как-никак зимний месяц. А если говорить о церковном празднике, то вовсе не зима кого-то встречает в этот день, хотя слово «сретение» действительно значит «встреча». И Сретение в самом деле связано с зимой, точнее – с Рождеством. На 40-й день после Рождества Христова Дева Мария принесла Младенца в храм, где его встретили святой праведный старец Симеон и Анна-пророчица.
В то время на всей земле был только один-единственный храм, посвященный Единому Богу. Находился он в Иерусалиме. Перед тем как бежать от царя Ирода в Египет, Божья Матерь принесла Своего Сына туда. Был такой обычай – посвящать младенца Богу на сороковой день после рождения. Он и сейчас есть. Вы, наверное, видели, как священник вносит какого-нибудь маленького мальчика в алтарь, а девочку поднимает над собой перед царскими вратами, если часто бывали в храме. В Православной церкви до сих пор соблюдается древний обычай приносить в храм недавно родившегося ребенка. Называется он воцерковлением и совершается отдельно от крещения.
Богородица и праведный Иосиф Обручник тоже соблюдали его. Для этого им понадобилось прийти пешком из другого города – Вифлеема. В ветхозаветные времена также практиковалось принесение в жертву животных в благодарность за родившегося ребенка. По своей бедности Дева Мария купила у ворот храма самую малую «жертву»: двух горлиц, которых отдала священнику.
В храме к Ней подошел святой старец Симеон. Между прочим, известный ученый, переводчик, один из соавторов греческого перевода Ветхого Завета – Септуагинты. Когда-то он работал над переводом книги святого пророка Исаии. Там ему встретились слова о том, что Дева родит Сына – пророчество о приходе Христа. Будучи скрупулезным филологом, Симеон посчитал эти слова ошибкой переписчика: ведь родить может только замужняя женщина, а никак не девственница. И он исправил текст. Во сне ему явился ангел и сказал, что ошибки никакой тут нет и Симеон увидит родившегося Мессию собственными глазами.
Говорят, он был очень стар, когда дождался и взял на свои руки Младенца Христа. В благодарность он вознес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву и сегодня повторяют христиане, выражая радость вместе со святым Симеоном.
Старец также произнес и другие слова, обращенные к Деве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец», – предсказав распятие Мессии. За то, что он удостоился принять на руки Христа, его назвали Симеон Богоприимец.
Поклониться Младенцу пришла и пророчица Анна, вдовица, которая жила при храме. На тот момент ей было 84 года. Немногие и сегодня доживают до такого почтенного возраста, оставаясь в трезвом уме и памяти. Она возвестила всем о том, что ребенок – обещанный Мессия.
В этот день встретились две эпохи: уходящая – Ветхого Завета – и наступающая – Нового Завета; пророки, возвещавшие о Христе, с Ним Самим. Такое вот продолжение истории о Рождестве и поклонении Младенцу Христу пастухов и волхвов. Этот праздник пропитан рождественским духом, радостью о приходе в этот темный и грустный мир Христа, верой и надеждой. А вы говорите, проводы зимы…
Кстати, это один из самых древних праздников Церкви. В IV веке в Иерусалиме его отмечали особенно торжественно. Ветхозаветный иерусалимский храм к тому времени был уже разрушен. Христиане собирались в храме Гроба Господня. По свидетельствам паломников того времени, служба в этот день по своей торжественности не уступала пасхальной.
Сретением завершались рождественские торжества, и христиане начинали готовиться к следующему календарно-богослужебному циклу – встрече Пасхи. Так что те, кто еще не решился выбросить елку, можете смело это делать после Сретения.
Мария Цырлина, газета «Кочегарка ДНР»