Сегодня экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан Донецкой Народной Республики, общественную безопасность и общественный порядок.
В Донецкой Народной Республике вопросы противодействия экстремизму урегулированы Законом Донецкой Народной Республики от 29 мая 2015 года № 51-IHC «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон).
Согласно статье 1 Закона к экстремистской деятельности религиозных объединений относится деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Донецкой Народной Республики; подрыв безопасности Донецкой Народной Республики; захват и присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; публичное оправдание терроризма или публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; разжигание расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Законом установлены меры воздействия, применяемые к религиозным объединениям в случае установления факта, свидетельствующего об осуществлении экстремистской деятельности: вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности; ликвидация; запрет деятельности.
Предупреждение религиозному объединению о недопустимости осуществления экстремистской деятельности выносится Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики или подчиненным ему соответствующим прокурором, либо республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию общественных объединений и религиозных организаций или его соответствующим территориальным органом. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
Статьей 9 Закона предусмотрена ответственность религиозных объединений за осуществление экстремистской деятельности.
В Донецкой Народной Республике запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Законом установлены основания для ликвидации религиозных объединений в случае выявления в их деятельности признаков экстремистской деятельности:
- если вынесенное предупреждение религиозному объединению о недопустимости осуществления экстремистской деятельности не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующим религиозным объединением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения;
- если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности религиозного объединения;
- в случае осуществления религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
Религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Донецкой Народной Республики или подчиненного ему соответствующего прокурора, либо на основании заявления республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию общественных объединений и религиозных организаций или его соответствующего территориального органа.
Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики или подчиненный ему соответствующий прокурор с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации религиозного объединения либо о запрете его деятельности вправе своим решением приостановить деятельность религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.
Решение о приостановлении деятельности религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В случае принятия судом решения о ликвидации религиозного объединения, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, его структурные подразделения также подлежат ликвидации.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество религиозного объединения, ликвидируемого по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, подлежит обращению в собственность Донецкой Народной Республики. Решение об обращении указанного имущества в собственность Донецкой Народной Республики выносится судом одновременно с решением о ликвидации религиозного объединения.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона перечень религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом, и описание символики указанных объединений подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах уполномоченных на то республиканских органов исполнительной власти. Указанный перечень подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Советом Министров Донецкой Народной Республики.