Александр Ткаченко — мастер глиняных шедевров

Глиняные изделия Александра Ткаченко напоминают античные произведения искусства, дошедшие до нас из глубины веков. Но нет, эти кувшины, амфоры, чайники созданы недавно руками нашего талантливого земляка, знатока истории и народного прикладного творчества.

Александр Викторович познает мир с помощью гончарного круга, давая жизнь неповторимым глиняным сосудам, и помогает познать историю быта различных народов всем тем, кто неравнодушен к культурным ценностям.

Искусство изготовления глиняных сосудов – одно из самых древних. Ему тысячи лет, и в этом искусстве раскрывались культура и традиции всех народов мира. Сегодня, когда производство практически всех изделий поставлено на промышленную основу, ручная работа гончара – большая редкость. Но у нас в Донбассе есть такой человек, который продолжает поддерживать и развивать многовековое искусство.

Со знатоком этнографии и мастером гончарного круга Александром Ткаченко корреспондент газеты «Макеевский рабочий ДНР» встретился в Республиканском доме народного творчества и кино. К сожалению, нынешняя ситуация с карантином и ограничениями в связи с предупреждением распространения коронавируса помешала нам принять участие в культурно-просветительном проекте «В гостях у гончара», где был запланирован мастер-класс по изготовлению гончарных изделий. Но беседа на тему «Гончарство как способ познания мира» для нас все же состоялась.

— Технология изготовления изделий из глины сложна и таит в себе множество секретов. Я постигал их на протяжении всей жизни, вкладывал много упорства и труда, изучал традиции этого старинного ремесла, — рассказал Александр Викторович. — На гончарном круге я создаю форму изделия недолго, минут 15-20. Но я долго к этому готовлюсь, изучаю историю этого изделия, каждую его линию и рисунок. Затем следует самый длительный процесс – сушка. Глина – живой материал, и здесь главное не дать ей изменить форму, не дать испортить задумку. Красота – это одно, но я делаю и функциональные изделия, которыми люди могли бы пользоваться. Все это стараюсь объединить в процессе работы. А если учесть, что работа ручная, то двух одинаковых предметов у меня не бывает.

Александр Ткаченко – потомственный шахтер. Интересоваться гончарством начал еще с детства, но тогда мало что получалось, не у кого было учиться. Жизненные дороги привели его на строительный объект, где случилось несчастье – он упал с третьего этажа и сломал кисти рук. Не мог держать даже чашку. К врачам, конечно, обращался, но и сам решил себе помочь. Изучил много медицинских книг, в том числе китайскую медицину, делал необходимые упражнения. И за полгода восстановился. Ведь именно руки – его главный инструмент в работе с глиной. И тогда у него начало получаться то, к чему он стремился всю жизнь. Десять лет назад была создана первая школа «Донецкая гончарня». Здание мастерской расположено на улице Взлетной, недалеко от Донецкого аэропорта. Школа пользовалась огромной популярностью – все занятия были расписаны наперёд. Как Александр переживал о свом детище, когда в 2014-м начались бои в аэропорту! Увы, зимой 2015 года мастерская была полностью разрушена. Понадобилось две недели, чтобы восстановить гончарный круг, а затем пришлось искать новое место для работы и для занятий.

Одна из важных составляющих изготовления керамики – хорошая глина. Ранее Александр привозил ее с севера Донецкой области, в основном изпод Славянска. Но появилась линия разграничения, и поставка сырья была утрачена.

— Никогда не надо сдаваться, — говорит Александр. – Я засел за интернет, но потом понял, что большую пользу мне принесут библиотеки. Я нашел книги о древних ремеслах, о гончарных производствах на территории к югу от Донецка. Во многих селах процветало это искусство. А где гончар, там и хорошая глина. Вот таким образом я нахожу месторождения глины, с которой работаю. Помогают и друзья. Почти всегда я использую глину, состоящую из двух типов пор — закрытых и открытых, поэтому посуда, например, чайник, остывает медленно, к тому же поры позволяют ему «дышать». Глазурь на своих изделиях я использую редко.

Кстати, глина, которая попадает в руки мастера, проходит самый тщательный контроль. Александр отправляет ее в санстанцию, где делают экспертную оценку природного материала.

Сейчас гончар арендует для своей мастерской подвальное помещение в одной из многоэтажек Донецка. Он – руководитель самодеятельного объединения прикладного и декоративного искусства. Его лекции и мастер-классы с удовольствием посещают сотни школьников и взрослых.

До войны Александр проводил мастер-классы во многих городах – от Изюма до Новоазовска, от Ростова до Днепропетровска. В своих работах мастер воссоздавал местные манеры и техники изготовления гончарных изделий. Одним из своих достижений Александр считает и то, что в свое время научил искусству гончара людей с ограниченной подвижностью инвалидов-колясочников. Это теперь для них не только увлечение, но и возможность заработка.

Надо всегда находить в себе силы и начинать всё заново, считает Александр. Сегодня он продолжает создавать глиняные шедевры, параллельно популяризируя среди соотечественников искусство гончарства. Чтобы делиться опытом и учиться новому, дончанин недавно побывал у российских коллег. На его выставках и мастер-классах всегда много желающих сесть за гончарный круг и окунуть руки в мягкую глину. Мастер этому не удивлён – по его глубокому убеждению, несмотря на развитие всевозможных современных технологий, гончарство себя не изживёт.

На красивых и утонченных глиняных изделиях проставлено имя донецкого мастера. Таких не найдешь больше нигде, ведь они воссозданы по описаниям из книг, по рассказам стариков разных местностей и народов. Поэтому сосуды и ценятся среди гончаров и коллекционеров. Их можно найти в коллекциях многих стран мира – в Европе, Азии, Америке.

— Для меня гончарство — это не профессия, а образ жизни, — говорит Александр. – И я рад, что храню секреты древнейшего искусства.

Ирина Романова, газета «Макеевский рабочий»

Exit mobile version