Недавно Донецк вновь посетила Александра Куликова, одна из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. Товстоногова (Санкт-Петербург). Также она снималась во многих кинофильмах и телесериалах.
В прошлом и позапрошлом годах Александра Куликова вместе еще с одним петербургским актером Молодежного театра на Фонтанке Борисом Драгилёвым показывала у нас свою литературно-музыкальную постановку «Россия, не бойся, мы с тобой!», в которую вошли стихи поэтов времен блокады Ленинграда и тексты современных авторов Донбасса. Эта постановка потрясла практически всех, кто ее видел, – до слез и комков в горле.
В этот раз актеры приехали, прежде всего, для того, чтобы уже во второй раз выступить в роли «диктаторов» в международной акции «Тотальный диктант». Помимо этого, Александра Куликова провела в Донецке несколько творческих встреч, в том числе в кино-культурном центре «КиноКульт». Ее монологи и диалоги с донецкими зрителями были очень искренними и проникновенными. Мы публикуем лишь небольшую часть ее ответов на вопросы и просто размышлений о том, что волнует больше всего.
Почему я езжу в Донбасс
До войны у меня не было в Донбассе ни друзей, ни родственников. А в Киев во время гастролей нас очень хорошо встречали. Когда начался Майдан в 2013 году, я начала следить за событиями. День и ночь смотрела прямые эфиры из Киева. Я не была ангажирована какой-то одной из сторон, просто смотрела. Сначала сочувствовала вышедшим на Майдан людям, которых, как я считала, довели до крайности. Но когда там начали жечь «Беркут», мое отношение полностью изменилось. Я поняла, что я не с Майданом. И стало понятно, что все это кем-то организовано, а люди просто используются.
Когда случился Крым, а затем одесские события 2 мая 2014 года, у меня уже не осталось никаких сомнений в том, на чьей я стороне. А когда в Донбасс пришли танки и начались украинские обстрелы и бомбардировки, у меня уже рвалось сердце за живущих здесь людей, которые вообще ни в чем не виноваты. Из моего Петербурга у меня было ощущение тотальной несправедливости всего происходящего.
В 2014 году я впервые в жизни пожалела, что не окончила медицинский институт. После школы я поступила в Первый медицинский институт в Санкт-Петербурге, но потом оставила его. Если бы я закончила медицинский, я бы просто собралась и приехала сюда помогать людям как врач. А так я приеду и что скажу? «Здрасьте, я артистка БДТ»? Я все время понимала, что нужно что-то сделать, с чем-то приехать, не с пустыми руками. Потом возникла мысль сопрячь ваши события с ленинградской блокадой.
«Россия, не бойся, мы с тобой!»
Так родилась постановка «Россия, не бойся, мы с тобой!», которую мы уже два года показываем и в Донбассе, и во многих городах России. А вот, как ни удивительно, в Москве до сих пор не показывали. Сейчас ведем переговоры на эту тему. Надеюсь, что в ближайшее время мы туда приедем.
Сложность в том, что тема вроде бы на слуху, о ней постоянно говорят, но уже усталость от нее начинается у жителей России. Когда ты о чем-то все время слышишь, а сделать ничего не можешь, возникает некий внутренний заслон.
Хотим также снова показать эту постановку в Донбассе, которых уже стал родным, в том числе в тех городах, в которых ее еще не видели.
Еще мечтаю приехать к вам не просто со чтецкой работой, а со спектаклем.
В театре смотрят косо
Честно говоря, моему театру не комфортно из-за того, что я езжу в Донбасс и показываю свою постановку о нем.
Кроме того, как известно, большая часть творческой интеллигенции настроена либерально, а значит замайданно. Либо нейтрально – тоже распространенная позиция. Каждый стремится к своей зоне комфорта.
Когда я в первый раз в 2017 году сообщила, что побывала в Донбассе, в театре был шок. Смотрели на меня и думали, а что я с этого имею? Может, мне платит государство или еще кто-то, в общем, пытались себе мой поступок объяснить. Иной раз кто-нибудь выпьет и у него прорвется: «Саш, ты интеллигентная, ты столько книжек прочла, ты в театре, в Петербурге живешь, зачем тебе это все нужно?» А я, в свою очередь, думаю: «Ты интеллигентный, ты всю жизнь играешь про человека, про боль человеческую, про миропонимание, про справедливость. И ты это не видишь? Белое от черного не можешь отличить?»
Так что в театре сложно, но потихонечку, со скрипом, благодаря тому, что я делаю в театре и кино, принимают мою позицию.
На чем свет стоит?
В спектакле «Воительница» Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, в котором я играю Домну Платоновну, моя героиня размышляет: «На чем нынешний свет стоит? На обмане да на лукавстве!» Это было написано Николаем Лесковым больше ста лет назад. Но иногда кажется, что и нынешний свет тоже стоит на обмане да на лукавстве. И на этой деньге, на которых вообще все строится.
Но на самом деле, конечно, мир не стоит на обмане и лукавстве. Они его разрушают. А устоит он только, если люди будут помогать друг другу. Нужно все время об этом помнить. Стремиться к этому.
Какая бы ни складывалась глобальная геополитическая обстановка, нам нужно на человеческом уровне всегда поддерживать и подбодрять друг друга, преодолевать междоусобицы на личном уровне. Если ты ссоришься с близкой подругой, с которой вы были единомышленниками, то как же тогда договариваться странам, в каждой из которых миллионы людей и у всех них свои интересы и характеры!
Хочу поставить пьесу о Докторе Лизе
Елизавета Глинка (руководитель фонда «Справедливая помощь», погибшая в авиакатастрофе в 2016 году. – Авт.) – это человек из нашего достойного прошлого и в то же время – из будущего. Имея все – американского мужа, деньги, благополучие и возможности, она выбрала бескорыстное служение людям. Личность такого огромного масштаба должна быть увековечена, в том числе, на мой взгляд, ей нужен и театральный памятник. Это будет не только дань памяти. Но сам разговор о ней – это тоже продолжение ее дела.
Поэтому я хочу поставить о Докторе Лизе пьесу и сыграть ее. Я попросила одного драматурга написать такую пьесу. Очень долго к нему приглядывалась, поэтому мне кажется, что он справится с этой задачей. Тем более что он был знаком с Лизой. Об этом я узнала уже во время нашей переписки. Фамилию драматурга пока называть не хочу.
Театр или кино?
Я очень люблю театр, не могу без него жить. Это счастливая профессия, которая позволяет говорить с людьми на те темы, которые тебя волнуют, хотя ты и ограничен
рамками роли. Но ты все равно можешь высказываться, если у тебя есть хорошие роли, особенно главные – они дают больше пространства для разговора со зрителями. А меня Бог наградил такими ролями, слава Тебе Господи!
А кино хорошо тем, что там – короткие ситуации, там все новое – партнеры, режиссер, творческая обстановка. Нужно быстрее работать и решать, в отличие от театра, где роль рождается постепенно, в процессе репетиций. Также в кино ты можешь сначала сняться в финале фильма, а только потом уже – в середине и начале. В этом есть свой азарт, когда собираешь пазл из себя.
Учитесь отличать настоящее кино
Почти весь современный российский кинематограф ушел в коммерцию и технологии. Молодое поколение воспринимает это как норму, ему кажется, что таким и должно быть кино – с обязательным экшеном, убийствами, глянцевыми картинками.
Но чтобы научиться понимать разницу между плохими и хорошими фильмами, нужно просто смотреть шедевры кинематографа, советского и зарубежного. Они вам могут поначалу показаться неинтересными, неблизкими, не цепляющими. Но это тот случай, когда надо себя заставлять смотреть много хороших советских фильмов. Потом обязательно настанет момент, когда вы начнете отличать настоящее от поддельного, вечное от сиюминутного.
Записал Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»