Стремление к раскрытию загадок и тайн далекого прошлого – вот что отчасти роднит археологию с криминалистикой. Первая ассоциация – это люди, которые зачем-то копаются в земле со своими лопаточками и кисточками. Ну, чем не детективы, занимающиеся важным расследованием? В действительности археология – пожалуй, важнейшая наука реконструкции прошлого по вещественным источникам. Порой открытия археологии в корне меняют привычные представления об истории человечества, и примеров тому – масса. Сохраняющиеся в земле предметы из далеких столетий – горшки, черепки, орудия труда, погребальная утварь позволяют полностью восстановить обычный быт людей прошлого. Слой за слоем, пласт за пластом, по частям и крупицам – вот так и собирают археологи свидетельства прошлого многовековой старины.
Война – совсем не повод прекращать научные изыскания по истории родного края. 29 августа стартовала очередная археологическая экспедиция Донецкого республиканского краеведческого музея. Объектом исследования в этом году стало кочевье хазарского времени на территории Шахтерского района Республики. Предварительными результатами раскопок нынешнего сезона участники экспедиции и поделились с журналистами.
По следам кочевников
Донбасские степи с давних времен хранят множество загадок, сотрудники ДРКМ традиционно, из года в год выезжают для работы в поле, чтобы раскрыть все тайны этих мест, собрать необходимый материал для их раскрытия. Эта работа не прекращается и сейчас, несмотря на сложные для нашей Республики времена, ведь с каждым годом риск того, что культурное наследие прошлого может исчезнуть навсегда, только растет.
К сожалению, значительная часть этого памятника с годами утеряна безвозвратно – на протяжении долгих лет здесь были пахотные земли, и культурный слой, разумеется, был уничтожен. Тем не менее какая-то часть памятника оставалась нетронутой – на ней-то и проводятся раскопки.
Место расположения кочевья благоприятствовало сохранению памятника – здесь степные балки расположены таким образом, что пахать землю не совсем удобно, поэтому земля так и осталась нетронутой. К тому же сама природа «позаботилась» о выгуле скота, соорудив настоящий природный загон.
«Во все периоды истории нашего степного Донецкого края кочевники играли ключевую роль в его жизни. Оставленные ими памятники многочисленны и разнообразны, значительную их часть составляют курганные захоронения. Раскопки этих объектов в разное время дали огромный вещественный материал, изучение которого позволило расширить наши сведения о жизни древних обитателей степи. Получить ценную информацию можно также в процессе изучения мест, где наши предки проживали. В донбасских степях имеется множество точек, где кочевое население останавливалось во время своих ежегодных маршрутов по бескрайним степным просторам, такие места называются кочевьями», – рассказал Эдуард Кравченко.
По словам Эдуарда Евгеньевича, кочевья бывают разных типов, к примеру, одна их часть представлена остатками так называемых «зимников» – там, где кочевники проводили зиму в степи. А есть еще и весенне-летние кочевья, где жители степи размещались уже в теплое время года, занимаясь выпасом скота, своим традиционным занятием.
«Раскопки такого весенне-летнего стойбища хазарского времени, это VIII-X века, производились экспедицией Донецкого краеведческого музея на границе Добропольского и Славянского районов еще в 2007 году. Это стойбище располагалось на плоском дне глубокой балки, которое ни разу не распахивалось и благодаря этому удалось проследить следы группы построек, располагавшихся на дне балки. Судя по их остаткам, население использовало это место достаточно долго и возвращалось на него в течение ряда лет», – отметил он.
А этот памятник в Шахтерском районе был обнаружен еще в конце прошлого века, однако, по ряду причин до сегодняшнего времени детально не исследовался. В силу своей специфики – ведь люди на летних кочевьях долго не жили, это было сезонное место обитания, на богатые находки здесь рассчитывать, к сожалению, не приходится, тем не менее его исследование очень важно для восстановления целостной картины жизни в степи. И по ходу проведения раскопок может возникнуть ряд интересных вопросов, ответы на которые смогут, наконец, рассказать ученым, кто здесь жил в те далекие времена, каковы особенности быта кочевников, их культурные, торговые связи и многое другое.
Интересные находки
Находки, обнаруженные при нынешних раскопках, донецкие ученые относят преимущественно ко второй половине IX века. Данное кочевье является объектом научного интереса хотя бы потому, что оно находится на территории Донецкого кряжа, поселения здесь ранее не исследовались, раньше практически никто не работал, а ведь эти места представляют собой центральную часть нашей степи. Но, несмотря на множество находок, определить, кто конкретно здесь жил, достаточно сложно. И, по-прежнему, остается множество вопросов.
«Если, например, мы посмотрим на археологическую картину Приазовья, то там при раскопках в тех местах, где имеется хазарский слой, всегда присутствует и слой золотоордынский. А вот на кочевьях, подобных тому, которое мы сейчас раскапываем, золотоордынского слоя сверху нет, и это при том, что места здесь крайне удобные. И почему их не использовали кочевники золотоордынского периода, совершенно непонятно, никаких предположений на этот счет у нас пока нет, данный вопрос нужно изучать», – говорит Эдуард Кравченко.
В целом, предметы, обнаруженные в процессе раскопок, относятся к разным временным периодам, самые ранние из них – группа кремневых изделий: скребок и нуклеус из кварцита. Участники экспедиции утверждают, что в эпоху неолита здесь так или иначе появлялись люди, однако четкие следы конкретного памятника на данный момент не найдены. Среди прочего нашлась даже часть обода от повозки бронзового века.
Среди прочих находок было обнаружено очень много точильных камней, лощило, сделанное из амфорной ручки, и, наконец, бляшка из поясного набора, как раз и представляющая собой так называемый «датирующий» материал. Кроме того, найдены предметы более близкой эпохи – XIX–XX веков.
«Таким образом, мы можем говорить, что поселение здесь существовало на последнем этапе истории Хазарского каганата», – считает Эдуард Кравченко.
Самое любопытное, по мнению Эдуарда Евгеньевича, что им не удалось найти практически никаких костей, хотя кочевники питались мясом скота. Это означает, что где-то рядом было специальное место, куда они сбрасывали остатки костей и прочий мусор. И вот это место было бы очень интересно найти.
Что касается остатков амфор, то, можно предположить, что кочевники, которые останавливались здесь, кроме своей обычной деятельности (выпаса скота) занимались тем, что сопровождали караваны, идущие из Крыма. За это они получали плату «натурой» в виде амфор с вином или маслом. В дальнейшем освободившиеся сосуды использовались для хранения и транспортировки воды, столь необходимой в степи. Но куда интересней, что на этом кочевье были найдены остатки корчаг, производимых на хазарских поселениях, расположенных значительно севернее – такие уже находили в остатках поселений в районе Северского Донца. А это значит, что кочевники имели более расширенные связи, чем казалось ранее.
Так кто же здесь жил?..
Четко определить, какой конкретно народ кочевал здесь, пока не представляется возможным. Эдуард Кравченко уверен: скорее всего, это протоболгары. Однако вопрос требует дальнейшего изучения.
По завершении текущего экспедиционного сезона археологам еще предстоит кропотливая работа по обработке и систематизации добытого материала. Кроме этого, научные сотрудники ДРКМ собираются исследовать еще один памятник, расположенный неподалеку от нынешнего и также имеющий культурный слой хазарского времени.
«Было бы неплохо сравнить эти памятники, ведь данные объекты представляют собой не что иное, как обличье нашей кочевой степи хазарского времени. Мы же до сих пор не имеем полного представления о том, кто здесь кочевал. Хотелось бы знать об этих памятниках побольше, потому что они напрямую связаны с населением, которое на определенном этапе заселяло значительную, если не основную, часть Донецкого края», – считает Эдуард Кравченко.
Александр Алиев, газета «Донецк вечерний»