Архитектурное лицо Донецка: вчера и сегодня

В прошлом году Донецк отметил свое 150-летие. Начинался город с небольшого поселка Юзовка, названного так в честь Джона Хьюза (Юза), директора-распорядителя Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства, которое построило в донецкой степи металлургический завод. Благодаря этому предприятию и возникла Юзовка, переименованная затем в Сталино. С 1961 года наш город называется Донецком. Менялись не только его названия, но и архитектурный облик. Как это происходило, мы попросили рассказать главу Союза архитекторов ДНР Александра Пешехонова.

АНГЛИЙСКИЙ СЛЕД

Александр Леонидович, как начиналась застройка Юзовки?

– Она была хаотичной. Особой логики в возведении зданий вокруг завода не наблюдалось. Завод равномерно окружали жилыми постройками для рабочих, многие из которых приезжали трудиться сезонно. Среди персонала завода была небольшая группа английских специалистов, для которых выстроили небольшой поселок.

– Вероятно, для этих специалистов строили хорошо известные «четырехрублевые» дома, получившие такое название по цене аренды, которую платили жильцы?

– Да. Они предназначались для постоянного квалифицированного персонала, а не для сезонных рабочих, которых селили в бараках. До сегодняшнего дня «четырехрублевые» дома сохранились в Ленинском районе – на улицах Тушинской, Прокатчиков и Ткаченко.

– Застройка Юзовки велась под руководством английских архитекторов. Как это отразилось в архитектурных формах зданий того периода?

– По отрывочным сведениям нам известна только фамилия официального архитектора Новороссийского общества – Молдингауэр, Застройка проводилась под его руководством, поэтому отдельные здания имели черты викторианского стиля.

Из зданий того времени сохранились немногие. Примером могут служить знаменитые «четырехрублевые» дома, в которых жили высококвалифицированные работники завода, здание Братской школы. Одним из красивейших сооружений был дом дирекции Новороссийского общества – так называемый «Дом Бальфура». К сожалению, после Великой Отечественной войны он не сохранился. Но, судя по имеющимся фотографиям, это была великолепная усадьба. Не дожил до нашего времени и второй дом Юза, который еще называют дом Свицына. В Ленинском районе находятся его развалины. К счастью, сохранилось и было реконструировано здание английской школы, расположенное на улице Ткаченко.

Братская школа

– Какое-то иностранное влияние, кроме английского, отразилось на архитектуре Юзовки?

– В начале ХХ века рядом с нынешним «Точмашем», что в северной части города, находился филиал петроградских заводов Русского общества «Новый завод». Планировкой и застройкой части прилегающей к нему территории занимались финские архитекторы Георг Нуммелин и Нильс Сеттергрен. Это хорошо заметно на плане. Если большая часть города строилась с прямоугольной сеткой улиц, то на той территории мы наблюдаем веерно-лучевую структуру с центром у административного здания. Финские дома там сохранились по сей день.

СТИЛИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

– После революции 1917 года жизнь в Юзовке коренным образом изменилась. Как это отразилось на архитектуре местечка, получившего как раз в то время статус города?

– Свой основной вид к началу 20-х годов минувшего века центр Юзовки приобрел на территории части нынешнего Ворошиловского района – от проходной завода до Первого гастронома (гастронома «Москва») на Первой линии (улице Артема). Дальше по Первой линии застройка носила хаотичный характер. Документов, касающихся развития города в те годы, мы не нашли.

С 1922 по 1927 годы ведущие архитекторы Москвы принимали участие в конкурсе по разработке проектов домов для жителей Донбасса.

Тогда в нашем городе кардинально поменялась структура населения – вместо сезонных рабочих появились целые поколения профессиональных рабочих. Это требовало иного подхода к строительству жилья. Сначала стали появляться общежития в два-три этажа с общей столовой и общей кухней. Но они не прижились. В конце концов отдали предпочтение строительству домов с отдельными квартирами более высокой степени комфортности. Но решалось это не глобальной реконструкцией, а вкраплением домов нового типа в уже отстроенные кварталы. Они тоже сохранились, например, в поселке Стандарт, расположенном в Ленинском районе. Для таких домов характерно наличие небольших озелененных участков для подсобного хозяйства.

– До 30-х годов в советской архитектуре господствовал стиль конструктивизма. Какие следы он оставил в архитектуре нашего города?

– В стиле конструктивизма построены первый корпус политехнического института на улице Артема, техникум промавтоматики на Театральном проспекте, профессорские дома на проспекте 25-летия РККА, администрация Ворошиловского района, здание госучреждений на улице Постышева (в нем расположен концертный зал филармонии). К поздней версии этого стиля относится ДК имени Ленина и здание Главпочтамта. Жаль, что его изуродовали пластиковой отделкой.

– Что пришло на смену конструктивизму?

– Сталинский ампир. Это достаточно помпезный стиль, который еще именуют имперским. У нас к позднему сталинскому ампиру можно отнести здания министерства угольной промышленности и музыкально-драматического театра. А вот здание театра оперы и балета спроектировано уже в стиле неоклассицизма.

Первый корпус ДонНТУ – образец конструктивизма

– Когда появился первый генеральный план развития города?

– В первые годы советской власти Сталино имело статус окружного города. А в 1932 году он стал областным центром. А это означило, что в городе можно стало вести реконструкцию и новое строительство. И вот тогда был разработан первый генплан развития города на 25 лет. Генеральный план 1938 года «Большое Сталино» архитектора Петра Головченко заложил крепкую основу для будущего развития города.

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ГОРОДА

– Как вы можете охарактеризовать сегодняшнее архитектурное лицо Донецка, сформированное до начала нынешней войны, когда строительство практически прекратилось?

– Наблюдается перекос в сторону строительства деловых центров. Сегодня их возведено больше, чем нужно. А магазины там, где их наличие не предполагалось, я могу сравнить с раковыми опухолями на архитектурном теле города. Не красит город и чрезмерное обилие рекламных щитов. За последнее время увеличилось количество многоэтажных зданий, а это значит, что выросла и плотность населения на квадратный метр. Но выделить больше места на парковки, скверы, детские площадки уже не представляется возможным… Центр промышленного города и раньше был по этим показателям на пределе нагрузки. Поэтому в нормативных документах были снижены требования к показателям благоустройства, в результате чего горожане лишились многих привычных мест для отдыха.

Но не все так плохо. Есть и масса примеров того, как современные здания удачно вписываются в городской ландшафт. Назову лишь одно из многих – это деловой центр «Пушкинский», стеклянная высотка, построенная за гостиницей «Донбасс Палас» по концепту компании Schwizke (Германия). И хотя это здание многим не нравится, я как специалист могу утверждать, что оно прекрасно гармонирует с окружающими его постройкам, спроектированными в стиле прошлых лет.

Ксения Белашова, газета «Донецк вечерний»