В театральной гостиной «Донбасс Оперы» состоялась премьера. Необычная, нетривиальная, рассчитанная на музыкальных гурманов. «Беззащитное существо. Ведьма» – это не просто произведение композитора Виталия Ходоша с его своеобразным музыкальным почерком. Это музыкальная адаптация рассказов любимого многими классика.
Неслучайный выбор
Творчество Чехова не может не нравиться. Его сатира хлестко сечет человеческие пороки, существующие чуть ли не с самой глубокой древности и, увы, до сих пор не искорененные. Виталий Ходош для создания своих маленьких музыкальных шедевров выбрал три самых ярких рассказа Чехова. Одноактная опера «Медведь» уже пополнила наш репертуар в минувшем сезоне. Ее премьера прошла с большим успехом. И вот в афише «Донбасс Оперы» уже вся музыкальная трилогия.
Накануне премьеры состоялся пресс-показ спектакля. Режиссер-постановщик Наталья Ширяева рассказала, что неслучайно выбрала эти произведения, каждое из которых длится всего полчаса:
– «Медведь», «Беззащитное существо» и «Ведьма» составляют своеобразный музыкальный триптих. Очень колоритный, разнохарактерный и от этого крайне интересный.
Еще раз о женской «слабости»
Насколько опасной может быть представительница прекрасного пола, идущая к поставленной цели, зрители могли узнать, послушав оперу «Беззащитное существо». Именно так позиционирует себя жена коллежского асессора Щукина. Но в результате беззащитными перед ее напором оказываются как раз мужчины. О да, темпераменту этой госпожи позавидуют самые лихие феминистки!
Исполнительница партии госпожи Щукиной Татьяна Саввина прекрасно вжилась в роль. Ее героиня одновременно лукава, коварна и даже кокетлива. Ради достижения цели в виде денежной суммы в 24 рубля 36 копеек она готова превращаться из беззащитного существа в злобную фурию и обратно. Певица предстала истинной женщиной, слабой, но достаточно сильной, чтобы воспользоваться своей слабостью во имя блага своей семьи.
Александр Бакулин, исполнивший партию банковского служащего Кистунова, и заслуженный артист Украины Евгений Привалов в роли клерка Алексея Николаевича, конечно, несколько померкли на фоне яркой, темпераментной госпожи Щукиной. Но так и положено по либретто. Ведь в итоге беззащитными существами перед хищными уловками Щукиной оказались именно они.
Пока шла опера, под сводами театральной гостиной не смолкал смех, а в финале раздались щедрые аплодисменты.
Бедная ведьма
Дьячихе Раисе Ниловне несказанно повезло родиться в России, а не где-нибудь в Европе, где свирепствовала инквизиция. Ведь тогда бы ей не избежать костра! Да-да, несчастная родилась на свет с привлекательной внешностью, да еще и умудрилась выйти замуж за человека, твердо убежденного в том, что она ведьма. В России инквизиции или аналогичной структуры не было, а в глубинке, в отдаленном селе, подозрения в общении с нечистой силой обернулись для молодой женщины лишь несчастной семейной жизнью.
– «Ведьма» – это философско-психологическое исследование, ограниченное небольшим драматическим эпизодом, – говорит режиссер-постановщик Наталья Ширяева. – Но как же много можно исследовать на его примере! Здесь и любовь со множеством масок, и пробуждение души, так жаждущей счастья, и размышление на сложнейшую тему, где же грань между суеверием и мракобесием.
На сцене те же исполнители – Татьяна Саввина в образе Раисы Ниловны, Александр Бакулин в новой ипостаси ворчливого дьяка Савелия и Евгений Привалов в небольшой, но колоритной партии почтальона, короткий визит которого переворачивает мировосприятие главной героини.
По материалам газеты «Донецке Вечерний»