Чёрная мишень Тартюфа открыла 90-й театральный сезон Муздрамы

В репертуаре Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра появился «Тартюф». Осуществить постановку этой мольеровской пьесы здесь хотели давно, но звезды на небе самым удачным образом сошлись только сейчас. Именно «Тартюф» прославил своего создателя в веках, а выписанные в комедии образы вскоре стали нарицательными, превратившись в транскультурные типы, присущие любой эпохе и любому обществу. Имя Тартюфа – святоши и лжеправедника, втершегося в доверие к добросердечному Оргону, давно стало синонимом лицемерия и ханжества. Этим образом Мольеру удалось сформулировать проблему, актуальную как для его времени, так и для других более ранних и более поздних эпох. Не теряет этот образ своей актуальности и сейчас, когда на людей из интернета и СМИ обрушиваются потоки лжи и фейковых сообщений, когда инсинуации и лицемерие стали политическими и экономическими инструментами многих государств.

«Так как обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их, то я полагал, что по роду моих занятий лучшее, что я могу сделать, — это обличать в смешных изображениях пороки моего века», — писал в своем прошении на имя короля Мольер. Однако французская аристократия и духовенство восприняли пьесу великого французского комедиографа в штыки, и ему пришлось писать вторую, а затем и третью ее версии, ослабляя или вообще вымарывая резкие места.

На пресс-конференции, которая прошла в день премьерного показа спектакля, генеральный директор-художественный руководитель муздрамы Наталья Волкова рассказала, что «Тартюф» шел и продолжает идти на сценах многих российских театров, в том числе в театре на Таганке и МХАТе. Она назвала премьерную постановку в своем театре масштабной и выразила благодарность руководству Донецкой Народной Республики за оказанную помощь в реализации этого достаточно затратного проекта.

О постановочном решении с явным налетом модернизма и актерском составе спектакля представителям масс-медиа рассказал режиссер-постановщик Василий Маслий. «Проблематика этой классической пьесы, написанной в XVII веке, осталась той же, а вот динамика жизни изменилась. Поэтому я категорически отказался от ее классического воплощения на сцене, попытавшись приблизить ее героев и тематику к сегодняшнему дню, сегодняшнему зрительскому восприятию. Я делал спектакль про Оргона и его семью, о том, как Тартюф, пришедший в благочестивую семью, пытается ее разрушить. Но семья еще больше сплачивается, ее члены находят взаимопонимание. Вторую задачу, которую я ставил: донести зрителям мысль о пользе чтения, о том, что человек, читающий книги, становится умнее и мудрее и легко способен отличить подлинное от мнимого», — раскрыл тайны творческой кухни Маслий.

Спектакль действительно получился чрезвычайно динамичным – действие не идет, а буквально несется галопом. Эта излишняя суетливость актеров, сопровождающаяся нарочитой эксцентричностью, подчас приглушает то, ради чего и ставился спектакль. Ведь, в конце концов, важен смех не ради смеха, а ради того, чтобы высмеять извечные человеческие пороки, раскрыть не умирающие веками характеры. Ну а бешеный темпо-ритм диалогов привел к тому, что многие афористичные сентенции мольеровских героев превратились в откровенные скороговорки. Хотелось бы надеяться, что эти огрехи в ходе дальнейшей обкатки спектакля будут устранены.

Постановщики «Тартюфа» (Василию Маслию помогали художник-постановщик Руслан Фадиенко и художник по костюмам Ольга Кузнецова) умышленно создают сценическое произведение вне времени и определенного культурного пространства. В декорациях, костюмах, прическах присутствует эклектика – что-то из одной, эпохи, что-то из другой, а что-то из нашего сегодня. Такой прием вполне допустим и художественно оправдывает себя. Например, гостиная Оргона украшена обоями от французского дома моды Луи Вюиттона, на книжной полке выстроились томики Мольера, Донцовой и Рея Брэдбери, на стенах – галерея портретов знатного рода хозяина, среди которых есть Наполеон и… Альберт Эйнштейн. Такие озорные штрихи добавляют комедии веселого настроя, а вот выход служанки Дорины с современным пылесосом кроме оторопи зрителей, к сожалению, никакого веселья не несет. Это та самая «шутка» ради шутки, которая не выстреливает и не работает на основную идею спектакля. Форма подачи, какой бы вычурной она не казалась, должна работать на содержание – и это аксиома.

Безусловным украшением спектакля является прекрасный исполнительский ансамбль, который составили актеры всех возрастов. Ярчайшими красками гротеска и эксцентрики наделил своего Оргона, приютившего у себя нищего святошу, Виталий Юсупов. Этот актер с мощнейшей энергетикой, которая мгновенно передается залу, делая каждого зрителя соучастником происходящего действа. Однако подчас эмоции у исполнителя перехлестывают, что мешает ему акцентироваться на наиболее важных смысловых моментах. Но в целом роль Оргона он сыграл сочно и самобытно.

В необычной для себя заглавной драматической роли предстал перед публикой артист-вокалист Руслан Слабунов. Ему удалось и в пластическом рисунке, и в голосовых интонациях передать подлую, двуличную суть своего героя. Веру в Бога Тартюф использует для того, чтобы втереться в доверие, получить в дар от хозяина имение, а также овладеть его женой Эльмирой. Ролью Тартюфа известный по многим музыкальным спектаклям Слабунов продемонстрировал, что ему по плечу и роли, наполненные психологизмом и драматизмом.

Убедительно создала образ благочестивой супруги Оргона Инна Гвоздикова. А Валентина Саврасова выразительно сыграла «заблудшую овцу» Госпожу Пернель, как и Оргон, поверившую витийствующему святоше.

Яркую «сладкую парочку» продемонстрировали Елена Лесогорова (Марианна) и Артем Чумачок (Валер). Во всяком случае, их танец расставания, без слов передавший весь накал страстей, не зря вызвал аплодисменты зрительного зала.

Одним из «героев» премьерного спектакля стала черная мишень Тартюфа, очень похожая на тень. Она присутствует во многих мизансценах, то и дело подвергаясь обстрелу дротиками из популярной игры «Дартс». Постановщики и исполнители спектакля словно предупреждают присутствующих, что тень человека, олицетворяющего показную веру, лицемерие и ловкачество, присутствует среди нас.

А поэтому будьте бдительны, люди! Тартюфы рядом с нами.

Валерий Герланец,

председатель комиссии по

театральной критике СТД ДНР

Exit mobile version