Давайте поговорим о кино и актерах советского периода. Точнее об их доходах. Интересно ведь, согласитесь, узнать, сколько зарабатывали и как жили наши любимые актеры? Что могли себе позволить и престижно ли было иметь в СССР такую профессию?
Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут.
С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране. Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.
Экономика советского кино
Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн рублей. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами. То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.
От уровня «полезности» картины и зависели постановочные вознаграждения. Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.
Сколько же все-таки зарабатывали актеры?
Установленные оклады за работу между постановками действовали до 3 месяцев. Если актер не был востребован дольше, ставка снижалась на 25%. Для исполнителей главных и основных ролей устанавливались разовые постановочные вознаграждения. В зависимости от идейно-художественной ценности им выплачивали премии за съемку в кинофильме: 1 группы – 2 000 руб.; 2 группы – 1 500 руб.; 3 группы – 1 000 руб. Широкоэкранные, панорамные, широкоформатные и со стереофоническим звучанием ленты оплачивались дороже. Вознаграждение увеличивалось на 10%.
Однако не все актеры были постоянными сотрудниками киностудий. Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно так же сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату. Оплата труда работников театра оплачивалась в размере: выдающиеся деятели искусства, «Народные артисты СССР» – 300–350 руб.; «Народные артисты», «Заслуженные деятели искусств», «Заслуженные артисты» республик, артисты академических театров –250–300 руб. Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени. Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 рублей без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.
Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 году автомобиль «Волга» стоил 5 602 рубля. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 рублей. При средней заработной плате на тот период 100 рублей копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4-6 лет без учета прочих затрат. Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.
Доходы были разные. Но это все не главное. А главное то, что наши любимые актеры, режиссеры, сценаристы подарили нам столько замечательных фильмов, образов, их фразы мы до сих пор используем в разговорах, в шутках. Традиционно пересматриваем на праздники. И сколько бы ни прошло времени, советские киноленты так и останутся нашим золотым фондом.
По материалам газеты «Знамя ПОБЕДЫ»