Донбасс был сердцем Половецкой земли

В древние времена в нашем крае кочевали разные племена, периодически вытесняя друг друга. Заметный след в его истории оставили половцы, многократно упоминающиеся в русских летописях. Об этих кочевниках, населявших восточноевропейские степи в эпоху Развитого Средневековья, мы попросили рассказать старшего научного сотрудника Донецкого национального университета Александра Евглевского.

Новая родина кочевников

Александр Викторович, историческая память хранит много событий, связанных с взаимоотношениями жителей Древней Руси с половцами. Они отразились в летописях, сказаниях и былинах русского народа. Когда и откуда пришли эти кочевники? Почему они решили остановиться в нашем крае?

– Орды кочевников, которых на Руси называли половцами, пришли в восточноевропейские степи не ранее середины XI века в результате движения многочисленных племен (преимущественно тюркского происхождения) с Алтая и прилегающих к нему территорий, где они консолидировались в IX-X веках в мощный племенной союз. Но установить точный первоначальный очаг формирования их этногенеза едва ли возможно.

В 1055 году они уже были на Волге, а чуть позже одна из их орд, возглавляемая ханом Блушем, впервые подошла к южной границе Руси. Тогда русские князья заключили с этими кочевниками мир и, как писал один из русских летописцев, «возвратишася половцы восвояси». Однако они не ушли далеко, а откочевали в низовья Дона и Северского Донца, вышли к Азовскому морю, в том числе и на территорию современного Донбасса.

В русских летописях отмечалось большое количество половцев (кипчаков – по восточным источникам) и высказывались серьезные опасения относительно их все усиливающейся мощи. Наиболее агрессивными половцы были в первые десятилетия своего появления в восточноевропейских степях. Они совершали многочисленные победоносные набеги на русское пограничье. Но после крайне агрессивных первых лет соприкосновения с Русью политическая жизнь в регионе к концу XI века стабилизировалась, и вся территория Степи была поделена между отдельными ордами. Основываясь на летописных данных и археологических источниках, исследователи дали таким территориальным объединениям условные названия, согласно их географическому положению: лукоморские половцы, поморские, приднепровские, нижнедонские и др. А в Донецком крае кочевали донецкие половцы, точнее, мощный кочевой союз племен, возглавляемый влиятельной династией Шаруканидов.

Эта огромная степь с высоким травостоем, с развитой речной системой и выходом к Азовскому морю оказалась настолько благоприятной для кочевников, что на рубеже XI–XII веков они, очевидно, стали воспринимать ее как свою вторую родину. К тому же она находилась на довольно значительном расстоянии от Руси, с юга была защищен морем, а с востока – Доном, который в теплый период года становился относительно серьезной преградой для незваных «родственников» с Востока.

Половецкие «города»

– В наших краях половцы постоянно кочевали или основывали какие-то стационарные поселения?

– Со временем часть половцев оседала на земле, о чем свидетельствуют упоминания в древнерусских летописях о походах русских князей на половецкие города в 1111 и 1116 годах. Правда, на самом деле это были небольшие городки, остатки которых археологи нашли вдоль высокого правого берега Северского Донца. Вполне возможно, что одно из таких поселений, исследованное археологами у села Маяки Славянского района Донецкой области, имеет отношение к упомянутому в летописях половецкому «городу» Шарукань. Этот и другие оседлые пункты бывших кочевников не имели каких-либо характерных для средневековых городов укреплений, но располагались на естественно защищенных мысах.

Население этих совсем небольших городков было смешанным: кроме половцев, там проживало незначительное число прежних хозяев здешних мест – аланов, торков (огузов), печенегов и представителей различных болгарских племен, а также славяне. О том, что население было относительно пестрым, свидетельствует, например, рассказ русской летописи о сыне русского князя Владимира Мономаха Ярополке, который после пленения дочери аланского князя в одном из городков выше по течению Северского Донца женился на ней. Немалая часть населения была христианской. Не исключено, что также в городках проживали мусульмане. Но в основном там жили, очевидно, язычники.

Край каменных «баб»

– На территории Донбасса находят много половецких изваяний, которые в народе называют каменными бабами. Кому они посвящены?

– Культовые курганы с каменными изваяниями на них кочевники устраивали только на своей земле. Эти изваяния не только являлись образами умерших сородичей, помогая сохранять до определенного времени память о них, но и отражали многие другие мировоззренческие смыслы культуры кочевников, одним из которых могло быть своеобразное сакральное закрепление местности. При этом самые окраинные курганы с изваяниями в известной степени и в конкретные периоды времени очерчивали границу Половецкой земли.

Такие культовые курганы донецкие археологи исследовали в немалом количестве, а если учесть огромное число изваяний, зафиксированных вне археологического контекста, то есть обнаруженных в школьных, сельских и городских музеях, а также случайно на полях и в частных собраниях, то можно утверждать, что на один квадратный километр на Донетчине таких курганов было устроено больше, чем где-либо в Евразии. Одним словом, наш край можно считать центром Половецкой земли (Западный Дашт-и Кипчак – по восточным источникам).

Именно поэтому сюда был направлен первый русский поход против половцев, закончившийся полным разгромом кочевников. Тогда погибло более 20 половецких ханов разных уровней, в том числе и великий хан Урусоба, а также прославленные ханы Алтунопа и Белдуз.

От Шарукана до Кончака

– Какие еще имена правителей половцев известны историкам?

– После могущественного половецкого хана Шарукана этой землей правил его сын Сырчан, затем – хан Отрок (Атрак), вернувшийся сюда после вынужденной откочевки на Северный Кавказ, где кочевала его орда, будучи на службе у грузинского царя. Туда Отрок уходил в связи с походами русского князя Владимира Мономаха.

В начале 70-х годов XII века вся власть в доно-донецком объединении племен сосредоточилась в руках хана Кончака – сына Отрока из рода Шаруканидов. Вежи хана Кончака находились преимущественно на реке Тор, притоке среднего течения Северского Донца. В этот период половцы стали участвовать в междоусобных войнах русских князей, способствовали передвижению караванов, заключали династические браки, начали селиться вблизи славянских земель и на них, смешиваясь с местным населением.

Наконец, с этим периодом связаны события, отраженные в знаменитой поэме «Слово о полку Игореве». В ней описано сражение с половцами, закончившееся для русских воинов страшным разгромом. Оно произошло в 1185 году в Северо-Восточном Приазовье, а точнее – ближе к реке Берда. Об этой битве я уже подробно рассказывал в одном из интервью газете «Донецк вечерний».

– Остались ли от тюрков-половцев потомки? Если да, то, может быть, среди них есть такие, которые представляют ныне наш многонациональный край?

– За века этногенез племен и народов проходит сложный путь, поэтому трудно определить, какие конкретно кочевники явились основой для того или иного современного тюркского народа. Кроме того, племена, победившие в политической борьбе, нередко принимали имена побежденных или наделялись чужими именами согласно письменным источникам. Прозрачнее в этом плане выглядит ситуация на Северном Кавказе, где можно выделить некоторые современные народы с выраженными тюркскими чертами. Это карачаевцы, черкесы, кабардинцы и др.

Термин «тюрки» – слишком широкий, после VIII века он, по сути, перестал отражать реальное положение дел, поскольку племя тюрк, возглавляемое могущественным родом Ашина, с того времени стало растворяться в массе многочисленных племен, входивших в состав раннесредневековых тюркских каганатов Евразии. Так что ныне термин «тюрк» удобен лишь для отделения всех других народов, не имеющих тюркских корней.

Беседовал Сергей ГОЛОХА, газета «Донецк вечерний»