И может собственных Орфеев Донецкая земля рождать.
Почему мы начали разговор с вами, вспомнив древнегреческого полубога Орфея, который обладал даром завораживать своим пением и игрой на лире людей, богов, животных, растения? Он покорил своим голосом даже страшного владыку — бога подземного царства Аида. Да потому, что хотим рассказать о нашем земляке-композиторе и певце Евгении Мартынове, которого зарубежная пресса назвала советским Орфеем.
Когда съезжалась родня, то в доме традиционно звучали народные песни, исполняющиеся в два голоса. У мальчика была феноменальная артистическая память: с легкостью запоминал и воспроизводил услышанные мелодии, стихи и монологи, звучащие по радио, в клубе или кино. В школьные годы увлекался игрой на аккордеоне, выступал перед учащимися. Окончив школу, поступил на дирижерско-духовое отделение Артемовского музыкального училища. В доме появился кларнет и… страсть к сочинению музыки. Училище помогло Евгению стать мультиинструменталистом: помимо аккордеона и кларнета, он освоил фортепиано. Затем было поступление в Киевскую консерваторию им. Чайковского, а потом в Донецкий музыкально-педагогический институт.
Корни Мартынова глубоко и прочно вросли в донецкую почву и на протяжении всех творческих лет постоянно питали его соками родной земли. Евгений пишет симфонии, которые чудно, благородно и выразительно звучали. Жизнеутверждающему мироощущению композитора вполне соответствует прозрачная ясность его музыкального языка, простота и убедительность выразительных средств. Он сочетает лирическую проникновенность, светлую элегичность с эпическим размахом.
Песенное слово Есенина-поэта глубоко вошло в сердце Мартынова-композитора:
Зеленая прическа, девическая грудь,
О тонкая березка, что загляделась в пруд?
Невольно оказываешься в плену необыкновенных чувств, слушая эту песню. Да как не любить это произведение, чьи стихи так легко легли на музыку! Известная певица представила молодого композитора публике в Театре эстрады, и в свои первые гастроли Евгений отправился с Л. Лещенко, Г. Хазановым, С. Моргуновой. В 1973 году на Всесоюзном конкурсе советской песни в Минске за исполнение песен «Темная ночь», «Летят перелетные птицы» и «Баллада о матери» Мартынов получил приз зрительских симпатий. На фестивале «Песня года — 1974» песня «Баллада о матери» принесла композитору и певцу известность.
Без содрогания и слез невозможно слушать «Лебединую верность». Как чудно, благородно и выразительно она звучит, сочетая в себе лирическую проникновенность, светлую элегантность с эпическим размахом слов поэта А. Дементьева (сердце пронзает насквозь крик!):
Где же ты, моя любимая
Отзовись скорей!
Без любви твоей
Небо все грустней.
Музыка Мартынова — это путь человека к душам всех и каждого в отдельности через собственный опыт жизни. Она созвучна состоянию человека. Под ее влиянием оживают дремавшие прежде чувства: нежность, любовь, преданность своей половинке.
А «Яблони в цвету» на стихи И. Резника! Под нее наслаждаешься нежным, бархатным баритоном певца и любуешься многоцветным и радостным мигом природы. «Яблони в цвету — какое чудо!..» Испытываешь чувство восхищения, желание сохранить, сберечь его, чтобы потом вспоминать, проигрывать мысленно.
Его ценили и за рубежом: в 1975 году получил Гран-при на международном фестивале «Братиславская лира». Впервые исполнитель из СССР получил такую награду. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку с тремя дебютными песнями, которая била все рекорды страны по тиражированию. А после успешной пластинки Мартынова вышло еще пять дисков, тиражи которых моментально раскупались.
3 сентября 1990 года Евгений Мартынов внезапно ушел из жизни — острая сердечная недостаточность. Ему было всего 42 года. Мы помним, любим белого лебедя советской эстрады, не утратившего своей песенной высоты и по сей день.
По материалам газеты «Кочегарка»