В конце XIX века на свет появилась первая русская матрешка, которую выточил токарь Василий Звездочкин, а расписал гуашью художник Сергей Малютин. Токарь Звездочкин работал в мастерской Анатолия Мамонтова «Детское воспитание».
Принято считать, что прообразом матрешки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи Фукурумы, привезенная с острова Хонсю в Абрамцево, подмосковное имение Мамонтовых, где собирались многие известные художники того времени. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруме скрывалась вся его семья.
Русская матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и Звездочкин.
Первые русские матрешки были очень разнообразны и по форме, и по росписи. Среди ранних сергиевопосадских образцов, помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой, а также жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.
Популярность сергиевопосадской матрешки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности – на крупнейшей в стране, Нижегородской. Сергиевопосадские матрешки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии – в городе Семенове – появляется свой крупный кустарный центр по производству матрешки.
В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с XX века художники пытались использовать поверхность игрушки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.
Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций. Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала XX века. Появляются куклы, расписанные под гжель, жостово, хохлому.
В России раскупали матрешек
С авторскими матрешками донецкого мастера Ольги Волковой – члена творческого объединения художников и народных умельцев «Вдохновение» – познакомилась «Вечерка». Ольга Васильевна – самоучка, не оканчивала художественных школ и курсов, но это не мешает ей создавать неповторимых куколок, каждая из которых индивидуальна.
«Я работала водителем троллейбуса. В 1990-е стала предпринимателем, возила в Донецк с завода в Нижегородской области пищевую посуду с хохломской росписью», – рассказывает О. Волкова.
С этого началась живописная жизнь нашей героини. Вот уже на протяжении двадцати лет Ольга Васильевна преображает куколок, но не только. Мастерица также расписывает неваляшек, деревянные пасхальные яйца, декоративные тарелки, шкатулки и создает небольшие картины. Когда началась война в Донбассе, Ольга Волкова была вынуждена переехать жить в Смоленск.
По ее словам, в Смоленске традиционно проводят масштабные выставки-ярмарки декоративно-прикладного творчества. На них съезжаются мастера не только из городов России, но и из Белоруссии.
«У меня раскупили всех моих матрешек, причем не только посетители ярмарки, а и сами участники – мастера», – сказала Волкова.
Также она рассказала, что на одном из конкурсов в Смоленске ее матрешка заняла первое место. «Среди членов жюри была женщина в почтенном возрасте, которая изучала представленные участниками конкурса работы. Она мне сказала, что моя работа выполнена профессионально. Мне было приятно это слышать», – вспоминает О. Волкова.
Иностранцы любят семейных матрешек
Ольга Васильевна создает красивые образы своим куколкам: у матрешек милые личики, а на щеках румянец. Какие дивные на них наряды! Каждая из куколок красива и неповторима.
Также она рассказала, что у всех людей свои предпочтения, но иностранцы чаще интересуются семейными матрешками. Как, например (художница показывает «Вечерке»), вот эта матрешка, в которую входят: мама, папа, девочки, один мальчик с балалайкой, другой – с ложкой, а самый маленький – в пеленках.
Рассматривая работы Ольги Васильевны, понимаешь: что-то есть в них особенное, притягивающее внимание, неспроста матрешка столько лет остается наиболее популярным сувениром.
Виктория Лев, газета «Донецк вечерний»