Ежегодно 15 октября отмечается международный День белой трости. Это не праздник и не торжественная дата, а день, когда особое внимание уделяется проблемам людей, полностью или частично лишенных зрения. Мы решили рассказать, как решаются проблемы детей Донбасса с таким недугом.
Чему учат инвалидов по зрению
До 2014 года дети, лишенные или почти лишенные зрения, обучались в специализированной школе-интернате для незрячих в г. Славянске. Но теперь этот город находится на территории, которая временно подконтрольна Украине, поэтому после того, как началась война, специальное обучение для незрячих детей, проживающих в Донецкой Народной Республике, стало недоступным. Возникла крайне сложная, очень острая проблема, решения которой ждали наши дети, воспринимающие окружающий мир только наощупь, слух и запах. Нужно было помочь этим ребятам адаптироваться в обществе, получить полноценное образование, почувствовать себя равноправными гражданами своей страны и в конце концов найти свою достойную дорогу в жизни. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы такие дети отчаялись, почувствовали себя никому не нужными, превратились в изгоев общества.
На нашей территории остались педагоги, искренне любящие и понимающие детей, и отзывчивые руководящие работники, которым небезразлична судьба ребят с ограниченными возможностями. Они взялись за решение новой для себя задачи. В 2018 году в Донецке начала работать специализированная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. Она была создана на базе интерната № 19 для глухих и слабослышащих детей, который находится на Путиловке, на Партизанском проспекте, где периодически хорошо слышны звуки разрывов украинских мин и снарядов. Но незрячие дети все равно учатся жить, бороться и побеждать.
Все педагоги школы овладели навыками письма шрифтом Брайля. Это азбука для незрячих, суть ее сводится к выдавленным на бумаге точкам, различная комбинация которых означает разные буквы алфавита. С помощью такого шрифта инвалиды по зрению могут свободно писать и читать. Министерство образования ДНР помогло закупить дорогостоящее оборудование – компьютеры с говорящими программами, с брайлевскими дисплеями. А некоторые недостающие наглядные пособия учителя-энтузиасты делают своими руками, например, на плоскопечатные географические карты наносят тонким слоем обычный пластилин, которым по-разному обозначают горы, реки и моря.
В прошлом году в школу впервые пришли 11 учеников, в этом их стало уже 12. Воспитанников пока немного, поскольку об особой школе в нашей стране знают мало. Это прежде всего недоработка СМИ, ведь детей, нуждающихся в специальном обучении, в Республике много.
Всемирная организация здравоохранения считает слепоту самой тяжелой формой инвалидности, поскольку 90 информации об окружающем мире человек получает через зрение. А если его нет, то значит нужно помочь незрячему ребенку хоть как-то компенсировать дефицит информации и убедить его в том, что слепота не приговор, что, и даже имея тяжелый недуг, можно добиться больших успехов в жизни.
Справиться с такой непростой задачей и призваны специальные школы для инвалидов по зрению. Коллектив учебного заведения, о котором идет речь, обучает своих воспитанников работе на компьютере и в интернете, дает знания по всем школьным предметам, которые входят в программу обычных средних школ. Конечная цель учителей – дать своим выпускникам полное среднее образование для того, чтобы они имели возможность продолжать учебу и в высших учебных заведениях.
Слепые музыканты и певицы
Дать детям с ограниченными возможностями полное качественное образование очень важно, но это еще не все. Учителя школы знают, что их воспитанники – особенные, кроме физического недуга они имеют еще и много психологических проблем. Слепота или почти полная потеря зрения тяжким бременем давят на психику ребенка, он становится замкнутым, угнетенным, чувствует себя в обществе белой вороной. В таких случаях преподаватели призваны стать целителями израненных детских душ. Учителя, социальные педагоги, психологи знают, что им нужно поддержать такого ребенка и помочь ему поверить в себя.
Работающая в школе психолог высокого класса Е. Гисарева рассказала о незрячей девочке Вале, которая пришла в школу. Пальцы ее маленьких рук были постоянно сомкнуты в кулак, голова всегда низко опущена, со взрослыми и со сверстниками девочка почти не общалась. Все эти признаки свидетельствовали о том, что ребенок сильно морально зажат и скован, глубокая душевная боль могла просто сломать ее. Девочку нужно было срочно спасать. Общаясь с ней, учительница музыки О. Нудько с радостью обнаружила, что Валя обладает красивым голосом и тонким слухом. Это стало спасательным кругом для ребенка. Ольга Викторовна начала серьезно заниматься с новой ученицей, внушая ей, что она талантлива и, если будет стараться, станет хорошей певицей. И произошло чудо – окрыленный первыми успехами ребенок распрямился, воспрял духом, на милом личике Вали появилась жизнерадостная светлая улыбка. Сейчас девочка хорошо поет и свободно, с явным достоинством держится на школьной сцене. Благодаря усилиям мудрых наставников она поверила в себя, тоска и отчаяние покинули ее душу.
И еще один яркий пример необходимости школы для незрячих детей. Маленький житель Донецка Глеб Ткаченко не видит с рождения. Умные и заботливые родители делали все, чтобы он чувствовал себя сильным и мужественным. Его приучали убирать за собой игрушки, помогать маме и слушать музыку и сказки. Он рос подвижным и любознательным. Старший брат Ростислав учился играть на фортепиано. Его мама Елена с волнением вспоминает, как однажды увидела Глебушку тоже сидящего за этим инструментом. Трехлетний ребенок по памяти наигрывал пьесы, услышанные от брата. Матери хотелось плакать и смеяться – она поняла, что у младшего сына есть врожденная способность к музыке.
Родители занялись поиском преподавателя для мальчика, но заниматься с незрячим ребенком то ли не хотели, то ли не умели. Понимала Елена и то, что сынок подрастает и ему, как всем детям, нужно и в школе учиться, и со сверстниками общаться. Совершенно случайно она узнала, что в Донецке начинает работу спецшкола для детей с инвалидностью по зрению. Мама повела сына туда. Директор школы Н. Воронова и все учителя, казалось, ждали мальчика, настолько искренней и теплой была встреча с ним.
Второй год Глеб Ткаченко регулярно посещает уроки в учебном заведении, осваивает работу на компьютере, читает и пишет по азбуке Брайля, а главное – под руководством учителя музыки О. Нудько осваивает игру на фортепиано. В прошлом году в рамках конкурса «Поверь в себя» он уже выступал на настоящей сцене, нынче снова будет участвовать в конкурсе и представит на суд жюри более сложное произведение.
Елена Ткаченко очень благодарна коллективу школы и призывает всех родителей, чьи дети попали в плен слепоты, не держать их дома в четырех стенах, а приводить туда, где им помогут. Здесь детей учат не только школьным предметам, но и самостоятельности, ведению домашнего хозяйства и умению правильно вести себя в обществе.
Галина Пономарева, газета «Донецк вечерний»