Это бизнес – ничего личного

Метод Гронхольма

Режиссер Василий Маслий после премьеры «Фернандо Крапп написал мне письмо» на Большой сцене Донецкой муздрамы решил продолжить испанскую тему. Теперь уже на Новой сцене он поставил спектакль «Метод Гронхольма» современного драматурга из Каталонии Жорди Гальсерана.  В ней, словно в детективе, определяется… нет, не убийца, а идеальный кандидат, который, по мнению работодателей, достоин возглавить крупнейшую и очень известную корпорацию.

Претенденты на престижную и, соответственно, высокооплачиваемую должность топ-менеджера становятся участниками эксперимента по апробации нового метода психолога Гронхольма. Его суть в том, чтобы заставить самих соискателей решить, кто из них лишний. Но ни один из них не собирается уступать… Вот тут-то и проливается кровь. Конечно же, не в прямом, а в фигуральном смысле – происходит жесткая психологическая бойня без каких-либо сантиментов.

В своем вступительном слове переводчик пьесы на русский язык Наталья Ванханен отметила, что Жорди Гальсеран чем-то сродни и американцу Эдварду Олби, и «сердитым молодым людям», хулиганистым англичанам середины прошлого века, вроде Джона Осборна, поставившим под сомнение великое достижение европейской цивилизации – прогресс. Какую цену можно заплатить за удобства? Стоит ли ее платить? Что остается от человека, карабкающегося вверх по отвесной стене карьеры? А от тех, кто больно и с удовольствием бьет его по рукам, предвкушая, как он свалится и разобьется? Вопросы старые, знакомые, но не устаревшие, и Гальсеран умудряется ответить на них по-новому –на наглядных примерах.

Неужели люди, живущие среди изобилия и многочисленных удовольствий, свободные, в сущности, люди, могут так выхолостить душу, опошлиться и озвереть? Именно об этом премьерный спектакль – глубокий анализ и одновременно острые, больные нерешенные вопросы о судьбе и возможностях нового, прогрессивного мира.

У драмы «Метод Гронхольма» сложилась достаточно счастливая судьба. Написанная в 2003 году, она буквально за несколько лет обошла не только ведущие театры Европы, но и мира, а в Испании по ее сюжету был снят фильм. И вот теперь этот психологический детектив ждет встречи с донецким зрителем.

Наталья Волкова, заслуженный деятель искусств Украины, генеральный директор-художественный руководитель театра:

«Этот спектакль можно назвать и современной драмой, и офисным триллером, и психологическим детективом. Василий Анатольевич Маслий известен как режиссер не только масштабных постановок, но и прекрасных камерных и экспериментальных спектаклей. Яркие тому примеры – « … и превратились в белых журавлей», «Лодочник», «Навсегда-навсегда…» В «Методе Гронхольма» совершенно иная стилистика, сам драматург остро и точно описывает психологию человеческих отношений и показывает, что может случиться с людьми в той ситуации, когда цель становится превыше всего, даже моральных принципов».

Василий Маслий, заслуженный деятель искусств Украины, режиссер-постановщик спектакля:

«Я мечтал поставить пьесу Жорди Гальсерана последние полтора года и, наконец, получил добро. На мой взгляд, это классический вариант европейской драмы, а точнее, психологического детектива. Здесь много крови, но не реальной, а психологической. Если говорить о спектакле в целом, то он о жертвоприношении сегодняшнего времени, о том, чем жертвует современный человек ради своего социального статуса, финансовой независимости… Действие спектакля происходит в офисе богатейшей корпорации, которая ищет топ-менеджера по продажам. На завершающее собеседование приходят четыре претендента… Вот тут-то и начинается психологическая коррида. Произведение цепляет тем, что после каждого эпизода зрителю становится абсолютно все понятно, но уже в следующем он начинает осознавать поспешность своих выводов. Такой драматургический прием вполне оправдан и подогревает интерес публики. Очень неожиданным получился и финал…»

Владимир Швец, народный артист ДНР, исполнитель роли Энрике:

«Предложенный нам, исполнителям, материал притягивает своей интеллектуальной начинкой, созвучием с современным деловым миром. Это некий ребус, который и актерам, и зрителям будет интересно совместно решать. Пьеса о человеческом выборе, о том, что каждый из нас теряет, а что приобретает и о многом другом. Мне приходилось играть в остросюжетных спектаклях. В репертуаре театра, к примеру, есть «Ловушка для одинокого мужчины», где интрига тоже сохраняется до самого конца. Зрители любят эту постановку и, надеюсь, так же полюбят и «Метод Гронхольма»… Мой герой Энрике – мужчина среднего возраста, винтик созданной системы, в которой работает, причем с полной отдачей. Он игрок и по своей натуре честолюбец. Роль интересная, напряженная, разноплановая. Любителям детективов и не только будет очень интересно посмотреть наш новый спектакль».

Иван Бессмолый, актер, исполнитель роли Фернандо:

«Пьесу «Метод Гронхольма» поставили многие театры мира, поскольку она поднимает актуальную тему. В погоне за материальным благом, престижным местом работы люди подчас жертвуют лучшими человеческими качествами. К сожалению, в мире многомиллионных сделок нет настоящей искренней дружбы, подлинной морали – там все друг другу конкуренты. Сильные мира сего смотрят на остальных, как на некие шестеренки в работающей и приносящей доход машине. Их совершенно не волнуют личные проблемы конкретного человека. Их интересует только прибыль, которую тот приносит… Мой персонаж Фернандо – из обычной небогатой семьи. Он рано потерял родителей и фактически рос на улице. Своего нынешнего социального статуса, преодолев трудности, добился сам. Конечно же, ему пришлось многим жертвовать, чтобы доказать всем и себе лично, что он чего-то в этом мире стоит».

По материалам театрального журнала «Антракт»

(Приобрести журнал можно в кассах Донецкой муздрамы и в газетных киосках Донецка)

Exit mobile version