Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор и личность уникальной судьбы. Человек, обладающий удивительными способностями и поступивший в Петербургскую консерваторию, когда ему было только 13. Человек, уехавший после революции за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика». Человек, обладающий непоколебимой устремленностью, которого не сломили жизненные трудности. Он был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Человек, которого называют гением ХХ века, и чьи удивительные произведения восхищают слушателей по всему миру.

От Первой до Седьмой симфонии

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова. Окончил консерваторию в 1909 году как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам, Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 году в качестве пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Еще учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего в его творческой сокровищнице пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 году Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 года, когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее, основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев создал в 1911 году, а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915-м. Настоящей удачей стала опера «Игрок» (1916 год) по повести Ф. М. Достоевского. С 1918-го по 1933-й год Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 году появилась на свет его известная опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925-м — балет «Стальной скок», в 1928-м — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936) и «Золушка» (1944). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.
Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 году композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946-м — почетным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947-м — членом Шведской королевской музыкальной академии. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 год) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора при организации похорон столкнулись с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.
Музыкант от рождения
Кажется, что Прокофьев уже родился композитором, ведь благодаря маме, Марии Григорьевне, превосходно игравшей на фортепиано, дом Прокофьевых был полон музыки. Интерес к инструменту побудил маленького Сережу начать учиться играть. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор Сергей Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сампопросил своего коллегу Рейнгольда Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции. В пять лет юный музыкант сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано.
Еще будучи студентом столичной консерватории, Прокофьев начинает давать концерты. Его дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты произведений музыканта.
Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с Сергеем Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.
Революцию Прокофьев воспринял как разрушение, «резню и дичь». Поэтому уже в следующем году отправился в Токио, а оттуда – в Нью-Йорк. Он долгое время прожил во Франции, гастролируя по Старому и Новому свету как пианист. В 1923 году женился на испанской певице Лине Кодине, у них родились двое сыновей. Приезжая на выступления в Советский Союз, Прокофьев видит исключительно радушный, даже роскошный, прием властей, грандиозный, невиданный им за границей успех у публики, а также получает предложение вернуться и обещание статуса «первого композитора». И в 1936 году Прокофьев с семьей и имуществом переезжает жить в Москву. Власти его не обманули — роскошная квартира, вышколенная обслуга, заказы на создание произведений. В 1941 году Прокофьев уходит из семьи к Мире Мендельсон.
Неожиданными драматическими событиями начался 1948 год. Фамилия Прокофьева была упомянута в постановлении партии «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Композитора причислили к «формалистам». Как следствие, некоторые его сочинения, в частности Шестая симфония, былизапрещены, остальные — почти не исполнялись. Впрочем, уже в 1949 году эти ограничения были сняты личным распоряжением Сталина. Оказалось, что даже «первый композитор» страныне принадлежит к касте неприкасаемых. Не прошло и десяти дней после публикации разгромного постановления, как арестовали первую жену композитора, Лину Ивановну. Ее осудили на 20 лет лагерей за шпионаж и измену Родине, выйдет на свободу она только в 1956. Здоровье Прокофьева заметно ухудшилось, врачи советовали ему почти не работать. Тем не менее, в 1952 году он лично присутствовал на первом исполнении своей Седьмой симфонии, а музыку писал даже в последний день своей жизни.
Как это часто бывает с наследием гениев, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает с течением времени. Опередив свое поколение слушателей, его произведения остаются не застывшей классикой, а живым источником энергии и силы, который присущ подлинному творчеству.
Интересные факты
- Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
- В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США его там называли «музыкальным большевиком». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Крометого, унееужебыл свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
- По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
- Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
- Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
Ольга Мартынович, газета «Макеевский рабочий ДНР»