Готовимся к школе: какие навыки нужны ребенку перед первым классом?

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться. Когда и как начинать готовиться к школе? Одни родители с трех лет дают малышам необходимые знания, другие усиленно учатся накануне первого класса. Как, с кем и когда готовиться — каждая семья решает самостоятельно.

Прежде, чем рассматривать необходимые компоненты готовности детей к дальнейшему обучению в школе, остановимся на организации процесса обучения будущего первоклассника.

Все дошкольное детство в той или иной степени является подготовкой к школьной жизни.  В игре ребенок выстраивает свои отношения с окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – учится сотрудничать. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности, плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу).

Обучение дошкольников действительно возможно разве что в игре. Потому что у малышей физически не получается сидеть подолгу, рука плохо слушается, да и мотивации не хватает – родительское “надо” не понятно. К тому же должна сформироваться некоторая готовность принимать новое. Почему дети идут в школу именно в 6-7 лет? Это важный рубеж, он не случаен: начинает просыпаться осознание себя в жизни, появляется возможность впитывать знания.

Готовность ребенка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Каждый из этих компонентов важен для успешного обучения в школе.

Для начала следует выделить основные направления подготовки к школе, их три:

Наиболее очевидным для родителей может оказаться формирование учебных навыков. Но, по мнению психологов, это как раз наименее важное. Вообще-то, это задача школы научить ребенка всему, хотя сейчас многие школы настаивают на том, чтобы их будущие ученики умели читать и считать еще до начала обучения. Но до начала учебы важно правильно настроить ребенка, а также развить все смежные с учебой области, такие  как речь, восприятие, произвольное внимание и умение концентрироваться на задании.

Начнем с перечисления того, что же нужно ребенку, чтобы быть успешным в учебе: произвольное внимание, умение понимать причинно следственные связи, умение выражать свои мысли и задавать вопросы, умение запоминать, обобщать, выделять существенные признаки и игнорировать несущественные, умение следовать инструкции, достаточно развитая мелкая моторика, ну и, собственно, наличие желания учиться, положительный настрой и сформированность так называемой позиции школьника. Это те вещи, которые смотрит школьный психолог во время диагностики готовности ребенка к школе.

Что важно

Произвольное внимание – это умение концентрироваться на том, что прямо сейчас внимания не привлекает, умение продолжать делать то, что стало сложно или надоело. Его часто противопоставляют вниманию непосредственному, то есть, реакции на что-то новое, интересное, неожиданное, на что-то, что не может не привлечь внимания. Так вот, при переходе к систематическому школьному обучению ребенку придется заниматься математикой во время урока математики, а не тогда, когда ему этого захотелось. Это умение и называется произвольным вниманием.

Как развивать: произвольное внимание начинает формироваться не раньше определенного возраста, это значит, что в 3-4 года бесполезно требовать этого от ребенка. Тем не менее, чтобы со временем ребенок научился концентрироваться на том, что прямо сейчас ему не очень интересно, родителям следует научить малыша не бросать начатое дело, а стараться его завершить. Пусть таким завершением будет просто уборка, важно, чтобы ребенок не бросал свое занятие, как только оно наскучило ему, уделил ему еще немного времени после. Во-вторых, важно давать ребенку время на самостоятельные занятия, когда он сможет сам себя занять.

Понимание причинно-следственных связей – это логика, вернее самое ее начало, логика в бытовом понимании. Ребенок должен понимать, что если он видит на одной картинке снеговика и солнышко, то картинка, где солнышко есть, а снеговик почти растаял, логически следует за первой, так как солнце является причиной таяния снеговика. Это значит, что ребенок должен уметь выделить причину и последствие при рассказе о каком-то событии или при обсуждении картинки или рассказа, должен уметь ответить на вопрос “Почему?”

Как развивать: первый и главный способ развития – это разговоры родителей с ребенком. Читая книгу, нужно обсудить, что и почему произошло, убедиться, что ребенок понимает логику рассказа. То же самое можно делать и при просмотре фильмов (мультфильмов) и при обсуждении событий за день. Ну, а кроме того, есть много заданий, где надо из отдельных картинок выстроить стройный ряд и по нему рассказать историю о том, что же произошло.

Развитие речи (умение выражать свои мысли и задавать вопросы) – это и словарный запас, и умение строить развернутые предложения, и понимание шуток.

Как развивать: ничто не может быть полезнее для развития речи, как общение с ребенком. Родителям необходимо разговаривать больше, читать книги, объяснять неизвестные слова, поощрять ребенка, когда он выражает свое мнение и придумывать свои объяснения непонятным фактам.

Память – сюда входит как непосредственное запоминание, так и опосредованное, то есть, запоминание с дополнительной помощью, например, с помощью рисунка.

Как развивать: следует учить с ребенком стихи, обсуждать события, произошедшие за день, смотреть фотографии из поездок и просить ребенка вспомнить, где это было и что еще происходило в поездке. Есть так же множество игр на развитие внимания и памяти, например такая: в ряд выставляется от 7 до 10 предметов, ребенок смотрит на них, потом закрывает глаза, один предмет убирается, а остальные меняются местами, задача назвать отсутствующий предмет. Или всем известные игры “мемори”. Также хорошо работают игры, где все по кругу называют слова или вместе составляют рассказ, причем каждый следующий игрок повторяет все, сказанное до него.

Умение классифицировать, выделяя существенные признаки и игнорируя несущественные – для дошкольников это сводится в основном до знания названий понятий, таких как мебель, одежда, овощи, фрукты и умения отнести предмет к определенному классу, например: выбрать все треугольники независимо от их цвета и размера.

Как развивать: это опять же делается в повседневном общении, когда папа и мама обсуждают со своим чадом то, что тот видит и то, что происходит в его жизни. Но, кроме того, возможны и различные игры, когда взрослые и дети называют по очереди все известные им овощи, фрукты или насекомых. Если ребенок достаточно взрослый (5-6 лет) можно просто рассказать ему о существовании этих категорий и назвать обобщающие понятия.

Умение следовать инструкции – подразумевается умение слышать учителя и выполнять его команды, причем в этих командах может быть от одного до 4-5 шагов.

Как развивать: важно понимать, что это умение формируется в обычной жизни. Взаимодействуя с ребенком, например, когда родители просят его что-то сделать, он учится следовать инструкции. Инструкция может состоять из последовательных трех-четырех действий. Но, если родителям кажется, что это может стать сложностью в школе, стоит заранее дома поиграть в игры на выполнение нескольких команд, заодно и память дошкольника потренируется.

Мелкая моторика – это умение держать ручку или карандаш и совершать всякие мелкие действия пальцами, сюда же следует добавить тренированность руки в целом, чтобы легче было писать.

Как развивать: рисование, раскрашивание, штриховка, обводилки, а также лепка, мозаика, вышивание, шитье, вязание и даже готовка – все это тренирует руку и косвенно готовит ее к письму.

Желание учиться, положительный настрой – под этим подразумевается, что ребенок понимает, что такое школа, что там будет происходить и хочет учиться. Кроме того, он понимает, что ученик – это такая отдельная важная роль, это не то же самое, что сын или внук.

Как формировать: для начала родителям стоит осознать собственное отношение к школе. Если у папы или мамы закрепились негативные впечатления о школе, они ее боятся или относятся с пренебрежением, ребенок это неизбежно почувствует. Если родители заинтересованы в успешности дальнейшего обучения сына или дочери, им не следует делиться собственным негативным опытом с ребенком, пугать возможными трудностями.

Вторым важным моментом является поддержание любознательности и активности ребенка. Дети естественным образом хотят все знать и во всем разобраться. Если не мешать им, а наоборот, поддерживать и поощрять в этом, то к школе они будут готовы идеально. Существует множество книг с опытами и экспериментами, они очень помогают в поддержании любознательности.

Ну, и, конечно, важно дать ребенку понять, что школа – это серьезно, не напугав его сложностью и неизбежностью процесса. Тут могут помочь рассказы родителей о собственном школьном опыте или книги на ту же тему. Если ребенку это интересно, можно начать заранее играть в школу, давая ему возможность побыть как учеником, так и учителем.

И самое главное! При подготовке детей к школе родители ни в коем случае не должны примерять на себя роль учителя!

Уважаемые мамы и папы, вы, прежде всего, заботливые и нежные родители! Мы все знаем, что ребенок ничего не делает по принуждению. Будьте активны! Фантазируйте вместе с ним, придумывайте новые интересные формы работы, вместе творите, растите, развивайтесь. И помните, что никогда не следует сравнивать достижения ребенка со своими собственными, старших братьев или сестер, детей знакомых. У каждого ребенка свой индивидуальный темп развития и свои индивидуальные личностные особенности. Ваша любовь, терпение и забота будут вознаграждены дальнейшими школьными успехами вашего малыша!

Алина КИЩЕНКО, методист по психологической службе методкабинета управления образования

газета «Знамя Победы»

Exit mobile version