В Горловском художественном музее к 175-летию выдающего русского живописца И. Е. Репина (1844–1930) открылась выставка «Репин и его ученики» из фондов музея. На выставке представлены живописные и графические произведения самого мастера, а также его одаренных учеников, которые вошли в историю русского изобразительного искусства как художники яркой индивидуальности.
Блестящий талант Ильи Репина раскрывает живописный этюд «Вера Шевцова», написанный художником в годы обучения в Петербургской академии художеств. Уже в этой ранней работе проявляется его дар гениального портретиста, который в будущем создаст около 2 500 шедевров портретного искусства. Как тонкий психолог, он умел через позу и жесты передавать внутреннее состояние портретируемых. В этюде остро схвачено положение рук – левая рука с нежной кистью лежит на бедре, передавая безмятежное состояние юной красавицы. Репину не было равных в изображении рук. Кто знает, подозревал ли тогда молодой студент академии, что эта прекрасная девушка через четыре года после написания портрета станет его женой и подарит ему четверых детей? Этюд «Вера Шевцова» – это ценная страница жизни великого художника.
были альбом и карандаш, он рисовал всегда и везде. Поэтому, при рассматривании экспонируемую на выставке графическую работу «Наброски трех фигур», остается только представить, что в тот момент перед художником стоял сам Николай II и императрица Александра Федоровна. И зритель будто становится свидетелем создания будущего шедевра.
Размах таланта Ильи Ефимовича притягивал художественную молодежь в надежде постичь тайну его мастерства и овладеть секретами большого искусства. Репин руководил мастерской живописи в Петербургской академии художеств почти четырнадцать лет. Самым важным в педагогической деятельности он считал развитие в начинающем художнике его индивидуальных художественных возможностей. Известно, что больше всего студентов было именно у знаменитого мастера. Своих учеников он называл «молодыми друзьями».
На выставке можно увидеть четыре работы Б. М. Кустодиева, одного из лучших в репинской мастерской. С его именем ассоциируется особая «кустодиевская Русь» – солнечная, пестрая, лишенная серых будней. Героинями его полотен стали пышнотелые купчихи, словно народный идеал красоты в мире ликующего счастья. Это был художник необычайной силы духа. В тридцать четыре года Борис Михайлович из-за болезни спины перестал ходить и писал свои картины сидя, а затем лежа. Лишь в творчестве он находил спасение, наполняя его радостью бытия и любовью к Родине.
Нелегким, но ярким и плодотворным был жизненный путь известного всем художника М. А. Врубеля, автора монументального «демонического цикла» к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Не многие знают, что Михаил Александрович около года обучался мастерству акварели у Репина, который о своем ученике писал: «Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, и какие есть перлы его гениального таланта». Представленная на выставке акварельная работа наглядно подтверждает эти слова.
Привлекает внимание графика Ф. А. Малявина, одаренного «реалиста красочных вихрей», создавшего знаменитую во всем мире серию «цветущих русских крестьянских женщин». Год занятий в мастерской И. Е. Репина дал Филиппу Андреевичу чрезвычайно много. Учителя и ученика роднила неуемная страсть к искусству, колоссальная трудоспособность и темпераментность живописи.
Долгие дружеские отношения с Ильей Ефимовичем сложились у И. И. Бродского, признанного мастера и классика ленинской темы в советском искусстве. В течение пяти лет он обучался у знаменитого профессора и даже получил прозвище «любимчик Репина». Лучшие особенности его стилистики проявились не только в портретах, но и в пейзажных работах. Исаак Израилевич создал свой оригинальный стиль «ажурной» техники пейзажа.
«Мастером галантных сцен» и одним из основателей объединения «Мир искусства» стал К. А. Сомов. В студенческие годы Репин называл его «способный юноша», который уже тогда начал увлекаться изображением дам и арлекинов из XVIII века. Графические произведения Константина Андреевича – это ювелирная работа отточенных и безукоризненных линий, погружающих зрителя в давно ушедшую эпоху рококо.
Большой интерес вызывает творчество художника-импрессиониста, реставратора, историка искусства и музейного реформатора И. Э. Грабаря, на всю жизнь сохранившего благодарность своему учителю. Почти двенадцать лет он руководил Третьяковской галереей в Москве. Стал одним из основателей музееведения и реставрационного дела. После первого «покушения» на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в 1913 году, принимал участие в ее реставрации. За активную культурную деятельность Игоря Эммануиловича по праву называли «гордостью и опорой русского искусства».
Под руководством Репина совершенствовали свои творческие навыки многие впоследствии известные художники: «певец детского мира» Н. П. Богданов-Бельский, «Паганини дубовых веток» С. Ф. Колесников, возродившая в России ренессансную технику цветной ксилографии А. П. Остроумова-Лебедева и молодые супруги Ольга и Дмитрий Кардовские, посвятившие себя преподавательской деятельности.
Выставка «Репин и его ученики» дарит всем уникальную возможность познакомиться с творчеством И. Е. Репина и его учеников и убедиться, что ни один из воспитанников не стал его последователем. Все они нашли свои темы, выразили свои художественные взгляды и идеалы, потому что четко усвоили наставление великого учителя: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета!». Приглашаем жителей и гостей города в Горловский художественный музей посетить выставку и погрузиться в многогранный и волнующий мир искусства рубежа XIX – начала XX века, а также расширить свои знания о художественных предпочтениях известных авторов.
Ольга Полонникова, ст. научный сотрудник Горловского художественного музея
Газета «Кочегарка»