На бульваре Шевченко, напротив входа в Донецкий республиканский художественный музей и фасада Дома правительства, находился оригинальный фонтан. Он составлял архитектурную композицию, изображающую женщину с детьми на руках (в руке одного ребенка был голубь) и преклоненных перед ней нескольких человек различных рас. У пьедестала фонтана на разных языках было написано слово «мир».
Данный объект садово-парковой архитектуры нес в себе пропагандистский смысл. В Советском Союзе в 1951 году был создан Фонд мира и принят специальный Закон «О мире», в котором пропаганда войны расценивалась как преступление против человечества. Таким образом, СССР стал во главе мирового движения за мир. Кроме того, в середине 50-х годов прошлого века советская страна готовилась к знаменательному событию — VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который начался 28 июля 1957 года в Москве под лозунгом «За мир и дружбу». Гостями фестиваля стали 34 тыс. человек из 131 страны мира. Подготовка проходила в течение двух лет. Символом молодежного форума, на который прибыли делегаты от левых молодежных организаций, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал самым массовым за свою историю. Он пришелся на середину хрущевской оттепели и запомнился своей открытостью. Вот в честь него, видимо, и решили в Сталино возвести фонтан, который старожилы называют то «Фонтаном мира», то «Фонтаном дружбы народов».
Фонтан строила молодежь
Стройка была комсомольской. «Это наши ребята Валентин Дегтярев и Владимир Скачков. Что знаменательного произошло в их жизни и жизни всей группы седьмого октября? С самого утра мы взялись за лопаты и носилки и три часа до занятий трудились на нашей стройке. Вы спросите: что это за стройка? Наша. Учащихся Сталинского горного техникума. В сквере, где пересекаются бульвары Пушкина и Шевченко, будет фонтан. Соорудить его взялись наши комсомольцы. Это будет нашим подарком городу в честь 40-летия Октября. Пока что мы долбим землю, грузим ее на машины, готовим площадки под асфальтирование, бетонируем фундамент. Работы предстоит немало: нужно выбрать 250 кубометров земли, сложить 40 кубометров кирпичной кладки, уложить 50-60 кубометров бетона. Каждая группа отрабатывает по три часа в неделю», — так описали в газете свое участие в строительстве фонтана учащиеся техникума.
С помощью документов Государственного архива ДНР удалось выяснить, сколько эта стройка стоила. В протоколе №30 заседания исполкома Сталинского горсовета от 19.12.1956 года было найдено решение №30/430 об утверждении сметной документации на строительство фонтана «Миру — мир» в городе Сталино на сумму 398,6 тыс. руб.
Общестроительные работы были оценены на сумму 212,74 тыс. руб., скульптурные работы — 117,812 тыс. руб (оборудование — 101 тыс. руб., монтажные работы — 16,8 тыс. руб.). Внутреннее оборудование фонтана водопроводом, канализацией стоило 24,6 тыс. руб., наружный водопровод — 31,3 тыс. руб. На проектно-сметные работы было потрачено 1,1 тыс. руб. Затраты на непредвиденные расходы составили 11,7 тыс. руб. В смете, например, было записано, что фундамент фонтана заливали бетоном марки №75 (по классификации легкий бетон. — А. Ж.).
Точную дату открытия фонтана выяснить не удалось, но это событие произошло в 1957 году, т. к. в отчете об экономическом и социально-культурном развитии города Сталино за тот год фонтан значится вместе с другими построенными культурными объектами: памятником «Борцам за Советскую власть» в сквере Павших коммунаров, памятником молодым подпольщикам в Авдотьино и фонтаном на площади Ленина.
Скульптурную композицию на тему дружбы народов делали известные на весь Союз мастера
Как оказалось, созданием скульптуры «Фонтана мира» занимались не наши мастера, а из Москвы. Их имена (во всяком случае двоих из трех авторов) доподлинно помогли установить архивные документы. В смете на изготовление и монтаж 10-фигурной композиции на тему «Миру — мир» из железобетона с мраморной крошкой четко указано, что это работа скульптора Писаревского, архитектора Луцкого и художника Овчинникова. Из той же сметы выясняется, что саму скульптуру сделали в Москве на Первой скульптурной фабрике Художественного фонда СССР. Даже указана стоимость упаковки и транспортировки скульптуры в Сталино из советской столицы — 7,563 тыс. руб.
Скульптором был Лев Моисеевич Писаревский (1906, Рыбинск — 1974, Москва) — известный в Советском Союзе мастер, участник Великой Отечественной войны. Наша архитектурная композиция значится в автобиографическом списке работ ваятеля за 1964 год среди садово-парковых скульптур как 10-фигурная композиция дружбы народов. Это помог установить несколько лет назад замдиректора Рыбинского музея-заповедника Сергей Овсянников.
Еще в шестнадцатилетнем возрасте Лева Писаревский из целого воза где-то раздобытой глины вылепил свою первую скульптуру — голову красноармейца. В 1926 году он уехал в Москву, сдал экзамены в Художественный институт и был принят на скульптурный факультет. Ему довелось учиться у крупнейших советских скульпторов В. Мухиной, И. Чайкова, И. Ефимова. В 1930 году Лев Моисеевич получил диплом скульптора-монументалиста.
Войдя в коллектив московских скульпторов, Писаревский предельно заполнил свою жизнь творческими и общественными делами. Диапазон творчества мастера в пластике был широк и многообразен. Первой монументальной работой молодого скульптора был памятник Ленину в Керчи (1933 год). В период с 1943 по 1958 год он создал монументы Сергею Лазо во Владивостоке, Ивану Гончарову в Ульяновске, Абаю в Алма-Ате, Тарасу Шевченко в Орске, Николаю Некрасову в Ярославле, Александру Пушкину в Кемерово и др.
Лев Писаревский — участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. В тяжелом 1941 году был в отряде народного ополчения в Москве, где выполнял задачи Моссовета по маскировке заводов. Затем он стал политработником и был направлен на службу на Тихоокенский флот, где и прослужил военным скульптором до января 1945 года. Затем старший лейтенант Лев Моисеевич был переведен скульптором в политотдел Черноморского флота в Севастополь. «Обладая исключительной работоспособностью и незаурядным дарованием, скульптор тов. Писаревский создал: 12 скульптурных изображений флотоводцев и полководцев нашей Родины, 4 двухметровых фигур моряков, скульптурное изображение тов. Сталина, гипсовую четырехметровую модель памятника Сергею Лазо, скульптурно-лепное оформление Дворца Военно-Морского Флота Тихоокеанского Флота и 30 статуй, посвященных флоту.
На Черноморском флоте тов. Писаревский с марта 1945 года с поразительной быстротой им выполнены выдающиеся по художественным достоинствам скульптурные работы на морские темы: проекты памятников бессмертным героям Севастополя — Фильченко и его соратникам; Герою Советского Союза Чекаренко, Герою Советского Союза Петровой, маршалу Толбухину, героям ДЗОТ №11 и многие другие работы…
За выдающиеся заслуги перед Военно-Морским Флотом в изображении в скульптуре исторических эпизодов борьбы флота с немецко-фашистскими захватчиками скульптор старший лейтенант Писаревский Лев Моисеевич достоин награждения орденом «Отечественной войны» 1-й степени», — было записано в наградном листе на него. В 1945 году Льва Писаревского наградили орденом Отечественной войны 2-й степени.
Здесь в 1944-1946 гг. он реставрировал изуродованный снарядами памятник герою Севастопольской обороны 1854-1855 гг. генералу Тотлебену и создал портреты русских флотоводцев Ушакова, Нахимова, героя 1905 года лейтенанта Шмидта. Многие произведения скульптора вошли в экспозицию Севастопольского музея Военно-Морского Флота. В 1950-1960 годы скульптор изваял серию скульптур героев Бреста.
Многие годы Лев Моисеевич преподавал в Художественном училище памяти 1905 года (впоследствии МГПИ им. Ленина). Здесь он был руководителем кафедры декоративно-прикладного искусства на художественно-графическом факультете. За диссертацию «Лепка головы человека» в июне 1956 года ему была присуждена степень кандидата искусствоведения. В 1962 году эта диссертация была выпущена отдельной книгой для практического руководства. По методическим программам доцента Писаревского до сих пор занимаются студенты художественных вузов и училищ. Вот такой скульптор принимал участие в создании «Фонтана мира» в городе Сталино.
Архитектора фонтана Георгий Ипполитович Луцкий (1907-1971, Москва) был руководитель мастерской внешнего оформления и малых форм садово-парковой архитектуры в Москве. Это он в 1945-1946 гг. сделал чугунную ограду Тверского бульвара, Арбатского сквера (там он еще и участвовал в создании фонтана) в столице СССР. Известно, что Г. Луцкий вместе с коллегой Л. Лоповок разработали проект построенного в 1954 году павильона «Строительные материалы» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (сейчас Всероссийский выставочный центр). Ныне это памятник истории и культуры государственного значения в Российской Федерации.
К сожалению, точно установить имя художника, который вместе со скульптором и архитектором принимал участие в создании архитектурной композиции на тему «Миру — мир» в городе Сталино, не удалось. Не исключена возможность, что им мог быть Владимир Иванович Овчинников (1911, с. Есиповка, Саратовская губерния — 1978, Ленинград) — русский советский художник, живописец, пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Закат фонтана
Увы, жизнь этого произведения садово-парковой культуры оказалось недолгой. Причины и год демонтажа фонтана автору статьи удалось узнать осенью текущего года. Во время просмотра в Госархиве ДНР фонда Донецкого отдела городского коммунального хозяйства были обнаружены документы, касающиеся этого объекта. Распоряжением №20 от 25 марта 1971 года заведующего отделом горкомхоза Ивана Великодченко было решено создать комиссию, которая до 29.03.1971 года должна была внести свои предложения о дальнейшей судьбе фонтана в связи с тем, что он «требует капитального ремонта и длительное время не эксплуатируется».
В акте комиссии указывалось, что фонтан построен в 1955 году (на два года ошиблись члены комиссии. — А. Ж.). Затем в документе идет следующее заключение: «…из некачественного бетона в результате воздействия температуры и влаги разрушился. Водопроводные трубы диаметром 1′ и 1/2”, находящиеся в самом фонтане, каррозировались и пришли в негодное состояние. Для замены их необходимо разрушить фонтан. Комиссия считает: так как фонтан «Мир» не представляет архитектурной ценности и не подлежит восстановительному ремонту, затрата средств на его реставрацию нецелесообразна».
В итоге 5 апреля 1971 года появилось распоряжение №24 заведующего Донецким городским отделом коммунального хозяйства Великодченко под очень простым названием: «О сносе фонтана «Мир».
«Специально созданная комиссия по обследованию состояния фонтана «Мир» установила, — говорится в документе, — невозможность и нецелесообразность его восстановления. На основании акта комиссии, городской отдел коммунального хозяйства распорядился:
1. Начальнику РСУ зеленого строительства тов. Юрченко Н. П. фонтан «Мир» списать с баланса и произвести работы по его разборке…»
Старожилы вспоминают, что в последние годы перед сносом символ мира и дружбы народов имел довольно неприглядный вид: слезла краска; одного из голубей, пьющего воду из чаши, вообще не стало и т. д. Поэтому и решение о его ликвидации было принято городской властью, наверное, без особого сожаления. Говорят, что тогда все-таки не до самого конца разобрали его — еще где-то год или полтора стояли остатки ржавых труб.
Анатолий Жаров