Как определить, что ребёнку нужен логопед?

К году нормально развивающийся ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам ребёнок употребляет предложения из двухтрёх слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. Двухлетний ребёнок уже правильно произносит звуки п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.

Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарная фразовая речь – значит темп его речевого развития отстаёт от нормы.

В речи трехлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года.

К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор, термометр и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если же речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребёнка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Людмила Дмитрук, заведующая психологомедико-педагогической консультацией

Газета «Новый ЛУЧ»

Exit mobile version