Как подготовиться к сдаче ГИА — советы психолога

Совсем немного времени отделяет сегодняшних выпускников от сдачи Государственной итоговой аттестации. Для ребят это настолько же важный, насколько и стрессовый период жизни, ведь от результатов ГИА зависит их дальнейшее направление учебы, возможность поступить в выбранный вуз.

Важнейшие правила подготовки

Ученики старших классов наиболее активно учатся перед экзаменами, зачетами, контрольными, поэтому поговорим именно об этих периодах. Для того, чтобы подготовка к предстоящим срезам знаний не была в тягость, необходимо знать время наибольшей собственной работоспособности. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть «совы» и «жаворонки». «Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов, «жаворонки» — рано утром — с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, определите кто вы, в какое время суток наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы и подготовки к предстоящим экзаменам правильное время.

В период подготовки к ГИА важным фактором является соблюдение режима дня и питания. Поэтому спите не менее 8 часов. Есть желание — сделайте тихий час после обеда. На подготовку к экзамену отведите до 8 часов в день. Занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе. Введите в свой рацион грецкие орехи, сухофрукты, злаки, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, горький шоколад.

Известно, что сдача экзаменов, тестирование, учение — это, прежде всего, эксплуатация памяти. Существуют определенные особенности запоминания. Оказывается, память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем острота памяти начинает снижаться, а с 17 часов снова 8 2 2 3 начинает расти и к 19 достигает высокого уровня. Лучше всего запоминается то, что интересно, вызывает какие-либо чувства. Пусть эти чувства будут не очень приятные, главное, чтобы не было безразличия. Задайте себе вопрос: «Для чего это нужно? Приносит ли какую-либо практическую пользу лично мне?» и т.д.

Хорошо запоминается то, что понятно. Понять информацию — значит, в какой-то мере уже запомнить ее. Плохо запоминается совершенно новый материал. Все новое должно быть включено, сцеплено с уже известным материалом или с практикой. Все определения сначала хорошо поймите. Многие педагоги любят точные определения. Однако психологи считают, что их нужно переформулировать, переделывать своими словами. Это развивает ум, и такие определения очень хорошо запоминаются. Хорошо влияет на запоминание составление схем прочитанного, выписки, а также проговаривание информации про себя и вслух.

Обращайте особое внимание на середину того «куска учебного материала», который вы изучаете. Начало и конец запоминаются лучше — «эффект края». Очень большой материал необходимо делить на небольшие отрывки, группы, объединенные по какому-либо признаку.

С чего начать?

Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Добавьте в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах. Составьте план занятий, опираясь на свои особенности («сова» вы или «жаворонок»), и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, ч что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы и темы. Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Готовясь к ГИА, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации. За эпиграф можно взять высказывание: «В моем словаре нет слова «невозможно».

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы. Накануне не переутомляйте себя повторением. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

В день экзамена…

В день проведения аттестации встан те раньше. Возьмите с собой все необходимые принадлежности: ручки, карандаш, часы. Это даст возможность сконцентрироваться на задании. Расслабьтесь и не теряйте веру в себя! Старайтесь не волноваться. Не разговаривайте перед экзаменом с другими на темы, которые вас волнуют, ибо волнение передается. Вместо этого скажите себе, что вы хорошо подготовились, все пройдет хорошо. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов для расслабления. Будьте спокойными, но собранными. Займите свое место. Держите ровную осанку.

Перед началом экзамена вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны. От того, как вы запомните все эти правила, зависит правильность ответов.

Просмотрите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Отведите 10% времени на внимательное чтение, определение основных моментов и принятие решения, как распределить свое время. Отвечайте на вопросы в том порядке, какой вы продумали. Если не знаете ответ на вопрос или сомневаетесь, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого — отвечайте на те вопросы, в знании которых не сомневаетесь. Не пользуйтесь угадыванием, если не имеете достаточных оснований для выбора ответов. Отведите 10% времени на проверку написанного.

В ситуации устного экзамена, взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Помнте — успех всегда с теми, кто стремится к нему и верит в себя!

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Таким образом, ГИА становится стрессом не только для выпускников, но и их родителей. Как снизить тревогу родителей и помочь им поддержать ребенка в этот непростой период, на что необходимо обратить внимание

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзамену

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате. Школьнику всегда передается волнение родителей и, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка — никто, кроме вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением. К Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок, объясните дочери или сыну, что обязательно нужно чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка — во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Ознакомьте будущего выпускника с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

И помните: самое главное — снизить напряжение и тревожность ребенка перед предстоящими экзаменами, дать психологическую установку в абсолютной уверенности в том, что цель будет достигнута.

Алина Кищенко, методист по психологической службе методического кабинета

газета «Знамя Победы»