Практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная рассказывает о том, как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе
Оказаться в незнакомом коллективе – сильный стресс для любого школьника. Ребенок переживает, как его примут, как оценят и что подумают о нем в целом. Главная роль родителей в данной ситуации – всесторонняя поддержка. Нужно помнить, что если у родителей хорошие, добрые, уважительные отношения с учителем, то и к ребенку педагог будет относиться положительно.
Поэтому, прежде чем дитя пойдет в школу, родителям следует познакомиться с учителем и наладить с ним контакт. Можно предложить посильную помощь в организации учебно-воспитательного процесса и таким образом дать понять педагогу, что он может рассчитывать на вашу поддержку. Кроме этого, ребенку нужно объяснить, что у него очень хороший педагог, который заинтересован в его успехах. Так вы сформируете взаимное положительное отношение в паре «учитель – школьник».
Обсуждайте со своим чадом все, что происходит за день в его школьной жизни. Поддерживайте его в переживаниях, радуйтесь его успехам. Ребенок, который видит поддержку от своих родителей дома, будет уверенным в себе, а следовательно, будет лучше контактировать с членами коллектива.
Приведу примеры вопросов, которые можно задать ребенку. Кто в классе отличник? Кто забияка? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Что такого делают дети, с которыми дружит большинство? Какие удачи и поражения были за день? С чем это связано? Таким образом мы учим своего школьника анализировать ситуацию и принимать решение исходя из трудностей, которые возникают в общении с другими детьми.
Также можно рассказать свои школьные истории или вспомнить соответствующие сюжеты из книжек и кино, обратить внимание на актуальных для школьника героев. Пока ребенок адаптируется в новом коллективе, отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход.
Следует помнить: если школьника обижают, не понимают и не любят дома, то и у одноклассников обязательно возникнет желание не принять его в коллектив, выставить во всем виноватым. Так случается потому, что дети по взгляду и внешнему виду определяют неуверенных в себе сверстников, не принимают их в свою группу и делают изгоями. Потому следует формировать у своего ребенка уверенность в себе – своим добрым отношением и безусловной любовью.
По материалам газеты «Донецкое время»