Конец учебного года не за горами. Но у учеников выпускных классов приближение лета вызывает тревогу. И дело не только в пугающих экзаменах. Некоторые выпускники попросту не могут определиться с будущей профессией и выбрать вуз по душе. Разрешить эту проблему поможет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная
Вопросы и ответы
Выбор профессии – это очень сложная задача для старшеклассников, и родителям следует помочь в ее решении. Ведь самые близкие родственники лучше знают характер, привычки и интересы своего ребенка. Чтобы помочь своему выпускнику сделать правильный выбор профессии, родителям следует ответить себе на такие вопросы:
- Какие интересы и склонности вы отмечаете у своего ребенка?
- Кем хочет стать ваш ребенок?
- Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его характера?
- Что вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
- Чем вы советуете сыну (дочери) заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
- Соглашается ли сын (дочь) с советом? А если нет, в чем причины разногласий?
- Как вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить ваш ребенок?
Хочу, могу и надо!
Выбор профессии состоит из нескольких этапов, и первый из них – принятие решения. Здесь важно помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах личности. Также важно проанализировать с подростком три основных фактора, влияющих на его выбор профессии. Первый фактор – «хочу». Родителям следует помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.
Второй фактор – «могу». Необходимо познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий фактор – «надо». Нужно обсудить с выпускником, насколько реально для него найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. Следует оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта, совместно продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Безошибочный выбор
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература, информация из Интернета.
- Выбор профессии «за компанию»: часто молодой человек или девушка просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии: в данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и другие. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако профессия мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература, информация из Интернета.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он решает, что это и его призвание тоже. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).
- Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: незнание динамики развития в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Готовность к страхам
Родителям важно учитывать типичные страхи подростков при выборе профессии и знать, как вести себя в таком случае
- «Я плохо знаю предмет (например, физику) и не сдам экзамен». За этим стоит то, что у подростка нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить физику. Физика – препятствие. Человек не готов ради мечты выучить предмет. Или слова «не знаю физику» – увертка от родительского требования стать инженером: «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».
- «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю». В этом случае стоит обратиться к хорошему специалисту по профориентации, школьному психологу. При помощи специальной диагностики он определит склонности и способности подростка. Исходя из этой информации можно принять решение по выбору будущей профессии.
- «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?» Тут следует объяснить, что в случае неудачи у абитуриента будет лишний год, чтобы хорошо подготовиться. Главное – адекватно оценивать свои силы и не лениться.
- «Как я уеду от родителей?» Родителям необходимо помогать ребенку развивать навыки самостоятельной жизни, а также оказать помощь и поддержку в установлении контактов в другом городе.
- «А вдруг у меня нет таланта?» Создание для ребенка сферы всевозможного развития и разностороннего приложения сил поможет ему познать себя и определиться со своими склонностями.
- «Смогу ли я этим зарабатывать?» Здесь следует искать сведения о профессии, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, и, если доход не устраивает, продолжать размышлять, какая профессия подойдет больше.
Беседовала Екатерина Романова, газета «Донецкое время»