Как помочь ребёнку определиться с будущей профессией?

Конец учебного года не за горами. Но у учеников выпускных классов приближение лета вызывает тревогу. И дело не только в пугающих экзаменах. Некоторые выпускники попросту не могут определиться с будущей профессией и выбрать вуз по душе. Разрешить эту проблему поможет практический психолог Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Донецка Наталья Загорная

Вопросы и ответы

Выбор профессии – это очень сложная задача для старшеклассников, и родителям следует помочь в ее решении. Ведь самые близкие родственники лучше знают характер, привычки и интересы своего ребенка. Чтобы помочь своему выпускнику сделать правильный выбор профессии, родителям следует ответить себе на такие вопросы:

Отвечая себе на эти вопросы, родители смогут лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

Хочу, могу и надо!

Выбор профессии состоит из нескольких этапов, и первый из них – принятие решения. Здесь важно помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах личности. Также важно проанализировать с подростком три основных фактора, влияющих на его выбор профессии. Первый фактор – «хочу». Родителям следует помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор – «могу». Необходимо познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий фактор – «надо». Нужно обсудить с выпускником, насколько реально для него найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. Следует оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта, совместно продумать запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Безошибочный выбор

Очень важно рассказать своему ребенку о типичных ошибках при выборе профессии.

Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту. Второй этап – это выбор учебного заведения. Нужно познакомиться со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, характером вступительных экзаменов. В этом могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений и дни открытых дверей, регулярно организуемые учебными заведениями. Далее следует поступление в учебное заведение. Когда вся не-обходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора.

Готовность к страхам

Родителям важно учитывать типичные страхи подростков при выборе профессии и знать, как вести себя в таком случае

  1. «Я плохо знаю предмет (например, физику) и не сдам экзамен». За этим стоит то, что у подростка нет настоящей страсти к профессии, для которой надо учить физику. Физика – препятствие. Человек не готов ради мечты выучить предмет. Или слова «не знаю физику» – увертка от родительского требования стать инженером: «Я знаю, чего хочу: буду артисткой».
  2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю». В этом случае стоит обратиться к хорошему специалисту по профориентации, школьному психологу. При помощи специальной диагностики он определит склонности и способности подростка. Исходя из этой информации можно принять решение по выбору будущей профессии.
  1. «А вдруг я не поступлю (в хорошее место) и потеряю год?» Тут следует объяснить, что в случае неудачи у абитуриента будет лишний год, чтобы хорошо подготовиться. Главное – адекватно оценивать свои силы и не лениться.
  2. «Как я уеду от родителей?» Родителям необходимо помогать ребенку развивать навыки самостоятельной жизни, а также оказать помощь и поддержку в установлении контактов в другом городе.
  3. «А вдруг у меня нет таланта?» Создание для ребенка сферы всевозможного развития и разностороннего приложения сил поможет ему познать себя и определиться со своими склонностями.
  4. «Смогу ли я этим зарабатывать?» Здесь следует искать сведения о профессии, смотреть фильмы о них, слушать радиопередачи, смотреть, как работают знакомые специалисты, и, если доход не устраивает, продолжать размышлять, какая профессия подойдет больше.

Беседовала Екатерина Романова, газета «Донецкое время»

Exit mobile version