Филологический факультет – один из старейших факультетов ДонНУ. На сегодняшний день он является ведущим научно-образовательным центром в области русской и украинской филологии, журналистики, рекламы, психологии, культурологии, связей с общественностью, прикладной лингвистики, телевидения.
Живое слово
Нашу прогулку по факультету мы начнем общением с Инессой Артамоновой. Инесса Михайловна – доктор наук по социальным коммуникациям, профессор, заведующая кафедрой журналистики, декан филфака ДонНУ.
– Я считаю, что не только сегодня, но и всегда, эта наука в обществе играет немаловажную роль. Потому что филология – это любовь к книгам, к языку, это любовь к гуманитарным знаниям. А без правильного владения языком не будет нормальных, эффективных коммуникаций в обществе. Если говорить о языке, то сейчас происходят интересные вещи. Народ активно занимается развитием живого русского языка. Читая комментарии на различных форумах в Интернете, я получаю огромное удовольствие от живого слова, от того, что люди не молчат, что еще умеют писать, да так, что не всякому под силу. Я считаю, что такие гуманитарные категории, как этика и эстетика, очень важны в жизни каждого человека. Мы их прививаем на факультете и надеемся, что тем самым способствуем улучшению нашего общества.
«С задачами справляемся»
– В 1965 году вуз получил статуса университета, и сюда были приглашены преподаватели со всего Союза. Расскажите, как сейчас на филфаке решается кадровый вопрос? Приходят ли специалисты со стороны или же используются доморощенные кадры?
– Несмотря на то что идет война, наш факультет развивается. Именно в военные годы мы смогли открыть две новые журналистские специальности: «телевидение», а также «реклама и связи с общественностью». Появилась и аспирантура у журналистов, которой до этого не было. Кроме того, теперь имеется и специализированный совет по защите диссертаций по русскому языку и литературе.
Для того чтобы работала аспирантура, нужны кадры. И они есть. Это те, кто работал до войны и кто остался на факультете по сей день. С началом конфликта в Донбассе больше всего преподавателей уехало с кафедр украинского языка и литературы, с кафедры журналистики. Но мы компенсировали этот недостаток – к нам пришли профессионалы своего дела, серьезные специалисты. В их числе, например, Владимир Безродный, заслуженный журналист Украины, который более 20 лет работал начальником управления печати и средств массовой информации Донецкой области. Также к нам пришла и талантливая, целеустремленная молодежь.
Конечно же, остались и старейшины факультета. Это и Людмила Борисова, и Наталья Касьяненко, и Клавдия Першина, и Владимир Федоров, и Александр Кораблев, и Людмила Сенчина. Сегодня мы справляемся со всеми задачами, которые стоят перед нами – как перед факультетом, так и перед кафедрами.
– Не особо, ведь своеобразной таблеткой для нас служат успехи наших студентов, коих (успехов) немало. Кстати, филологический факультет единственный, на котором есть настолько большое разнообразие направлений обучения. Сегодня у нас семь абсолютно разноплановых специальностей. Кроме того, с 2018 года мы лидируем по количеству студентов среди факультетов. На данный момент у нас обучается более 1 700 ребят. Если говорить о профессорско-преподавательском составе, то с уверенностью могу сказать, что он соответствует всем аккредитационным требованиям. Почти на всех кафедрах заведующие – доктора наук. На сегодняшний день мы готовимся к аккредитации в России, где очень высокие требования.
– В век компьютерных технологий у современной молодежи формируется так называемое клиповое мышление? Что вы об этом думаете?
– Такое мышление ведь не отрицает творчество, ни в коем случае не отменяя талант. Наши студенты даже с клиповым мышлением остаются творческими личностями. Они пишут стихи, прозу, рисуют, занимаются дизайном. А главное, имеют возможность проявить себя. На факультете проходит масса различных мероприятий: «Дебют первокурсника», «Экватор», КВН, творческие вечера, спектакли.
Ребята знают, как построить произведение, понимая его целостность. Поэтому то, что они представляют на праздниках, это не просто набор номеров, а сюжетные постановки. При этом студенты и сами делают декорации, шьют костюмы, ставят танцы, играют и поют. Так что, жизнь на факультете бьет ключом. Но не по голове, а по душе, по сердцу. (Улыбается.)
Ближе и важнее
– Я окончила 4-й курс по специальности «русский язык и литература». Теперь буду поступать в магистратуру. В будущем хочу преподавать. Мне нравится здесь учиться. Насколько мне известно, у нас преподаватели намного требовательнее, чем на других факультетах, и я считаю, что эта высокая планка – наш большой плюс, – рассказывает Анна Рештаненко.
– Я пришла на факультет после педагогического колледжа. Было время, когда я хотела получить специальность логопеда, но потом поняла, что изучение русского языка и литературы для меня ближе и важнее. Захотелось узнать все это изнутри и проникнуться этой темой. Теперь, закончив бакалавриат, поступлю в магистратуру. Буду учиться и параллельно работать. Хочу быть преподавателем, возможно, в родном вузе, – делится Екатерина Михайлова.
«Родительский» авторитет
В коридорах факультета не видно преподавателей. Это и неудивительно – время экзаменов. Все же нам удается встретить одного из самых уважаемых педагогов – Людмилу Борисову, кандидата филологических наук, доцента кафедры общего языкознания и истории языка имени Е. С. Отина. Людмила Петровна любезно согласилась с нами пообщаться.
– Такой проблемы у нас не было и нет. Если говорить о коллективе нашей кафедры, то большинство преподавателей старшего возраста учились в Донецком университете на одной и той же специальности почти в одно и то же время, в конце 60-х – начале 70-х годов прошедшего века. Это было время расцвета студенческой науки, и благодаря нашим общим учителям мы многого добились и оказались благодарными учениками.
Они давали нам знания, мы поглощали эти знания, накапливали собственный жизненный опыт, но у них учились всему: профессии, умению отстаивать собственную гражданскую позицию, умению жить открыто и честно. В моей жизни большую роль сыграли многие из моих учителей.
Я вообще не помню таких ситуаций, при которых могли появиться хоть малейшие причины для разногласий с ними. Многие из них впоследствии стали для нас друзьями, сохранив при этом на всю жизнь главный статус учителя.
И сегодня на нашем факультете среди преподавателей много молодежи, выпускников последних лет. Недавно защитила кандидатскую диссертацию Наталья Гладкая, близка к защите Виктория Хитеева. Это наши вчерашние ученики, которыми мы гордимся.
Наша кафедра для каждого из нас всегда была семьей, где авторитет «родителей» был превыше всего. И сегодня наша кафедральная молодежь достойно принимает уже из наших рук эстафету добрых традиций. Вот прекрасный пример сказанному: сегодня заведует кафедрой кандидат филологических наук, доцент Наталья Александровна Ярошенко, моя ученица, которая еще в 9-м классе начала заниматься в школе «Юный филолог», а я была ее первым научным руководителем. Позже она училась в аспирантуре у профессора Евгения Степановича Отина. Очень достойного человека воспитала кафедра в ее лице. И уже как руководитель коллектива, профессионал высокого класса Наталья Александровна несет полную ответственность за сохранение тех добрых традиций, которые были заложены еще нашими учителями много лет назад.
– А как складываются отношения с нынешними студентами?
– Если говорить об отношениях с современной студенческой молодежью, то и тут я не вижу проявления тех проблем, которые беспокоили Тургенева в XIX веке. На наших филологических специальностях (прежде всего я имею в виду «русский язык и литературу») учится нормальная современная молодежь, адекватно реагирующая на все замечания и пожелания. Почвы для каких-то острых и неразрешимых конфликтов просто нет. Да, они для нас дети, и мы, наверно, чрезмерно их балуем своим доброжелательным отношением, а они этим бесцеремонно пользуются.
Но в мире сегодня так много зла, и никто не застрахован в будущем от бед и неудач. Поэтому пусть их юность как можно дольше будет окружена вниманием и добрым отношением с нашей стороны. Мы любим своих студентов. Мне кажется, что в значительной степени проблема «отцов» и «детей» проявляется в семьях, где юношеский максимализм отыгрывается на родителях. Но и родители, надо сказать, бывают разные. Сегодня, к сожалению, мы мало связаны с семьями наших студентов и почти ничего не знаем об их жизни в окружении родных людей. Наши отношения, как правило, замыкаются в круге учебных и научных проблем.
– Они любят учиться?
– Действительно, учиться надо не только уметь, но и любить. Это очень трудоемкий процесс. Не все к нему готовятся и готовы. Сегодня вопрос об образовании во всем мире стоит очень остро: как учить и чему учить? За последние 20–25 лет отношение молодежи к этому процессу, на мой взгляд, сильно изменилось. Понизился уровень общей подготовки, прежде всего, в школах.
К нам приходят абитуриенты, а потом первокурсники, не имеющие элементарных знаний в области филологии. Им трудно даются новые предметы, опирающиеся на такие важные основы. Молодежь мало читает, студенты-филологи не умеют работать с текстом, не чувствуют слово, а ведь для филолога это самое главное.
– В чем же отличие нынешних молодых людей от их предшественников?
– Отличие – в умении и желании учиться, то есть получать полноценные знания. В советское время быть образованным человеком было очень престижно, стыдно было, придя на экзамен, чего-то не знать, что-то упустить. Помню, как мы готовились к каждой сессии. В то время были проблемы с литературой, трудно было купить нужные книги, не все было в университетской библиотеке.
Помню, как из собственной домашней библиотеки приносила в общежитие многотомник произведений Короленко студенту Косте Исупову (сегодня это известный литературовед, доктор филологических наук), который, как и многие в то время, не по хрестоматии изучал творчество каждого писателя, а полностью прочитывал все его произведения.
Неоднозначное слово «интересный»
– Наталья Евгеньевна, вы тоже считаете, что в рядах нынешней молодежи меньше страстного желания учиться, получать знания?
– Если говорить о студентах в целом, то действительно, мне кажется, стремление получить прочные знания ослабело. Возможно, это связано с тем, что в век компьютеризации молодежь стала меньше читать, как это ни парадоксально. Хотя, безусловно, сейчас возможность получить доступ к любой информации возросла.
Раньше много знать считалось престижным. Мы, студенты, не позволяли себе прийти на занятия неподготовленными, даже если книга была в одном экземпляре в библиотеке, а на чтение отводилась всего неделя. А процесс знакомства в группе не первом курсе проходил на импровизированном вечере поэзии, где каждый читал стихи, делился впечатлением от прочитанного.
Правда, и сейчас есть увлеченные студенты, читающие, мыслящие. Но все же для подавляющего числа обучающихся, к сожалению, чтение и получение знаний не стали привычкой.
– Значит, на ваш взгляд, вчерашние студенты филфака интереснее сегодняшних?
– Думаю, что интересные студенты всегда были, есть и будут. Ставить вопрос таким образом вряд ли правомерно. Но вот то, что вчерашние студенты, на мой взгляд, были более взрослыми, более самостоятельными, менее опекаемыми (конечно, в основной массе), это бесспорно.
– Я могу сравнивать впечатления, относящиеся к относительно малому отрезку времени – около 15 лет. Мне как раз каждое новое поколение кажется более интересным, чем предшествующее, хотя слово «интересный» так неоднозначно…
Они все меньше похожи на моих ровесников, менталитет которых я хорошо знаю (строго говоря, я сама и есть носитель менталитета «поколения пепси»). С каждым годом появляется что-то новое. Мы как будто были беспечнее: «мир, дружба, жвачка», позже – золотой век MTV… Те, что пришли после, кажутся мне одновременно и более циничными (сужу по их чувству юмора, интересам, кумирам – в социальных сетях по возрастному срезу разница четко прослеживается), и более благородными (во времена моей юности, например, молодежь реже занималась благотворительностью). Такой вот парадокс.
Наталья Дедицкая и Сергей Анисимов, газета «Донецкое время»