«Один отец значит больше,чем сто учителей»Д. Герберт

Эта статья –  о том, как отсутствие отца в процессе развития ребёнка может повлиять на дальнейшую его жизнь. И речь пойдет о мальчиках, которые воспитывались без отца. Всё, что написано в статье, не является обязательным, это, всего лишь, возможные варианты в поведении, в чертах характера, отношении к чему-либо или кому-либо, но довольно часто встречающиеся у мальчиков, выросших без отца.

Разные вселенные

Мальчики, воспитанные только мамой, имеют свои отличительные черты, и у них, так же, как и у девочек, часто бывают серьёзные проблемы в отношениях во взрослой жизни. Поговорим о том, как и почему мальчики, выросшие без отца, отличаются от тех, кто вырос с отцом. Мы не берём те крайности, где дети воспитываются в полных, но дисгармоничных семьях, а также с алкоголиками, наркоманами, психопатами и так далее. Расставим только те акценты, которые могут влиять на развитие мальчика, растущего без отца.

Мир, в котором мы живём, сильно изменился с тех пор, когда фигура отца-мужчины была особо значима для мальчика; где с ранних лет мальчик должен был обучаться мужскому делу, а примером для него был мужчина-отец, старшие братья, его дяди и деды. Сейчас мы живём в «рафинированных» условиях, где все перемешалось, в том числе, роли и обязанности. Несмотря на то, что, в основе своей, мужчина считается главой семьи, как и прежде, его роль в семье изменилась, порой, до неузнаваемости. Мать может быть добытчиком, а отец сидеть с ребёнком в декретном отпуске.

Жизнь меняется, но природу не обманешь – мальчик уже родится мужчиной, а девочка-женщиной, в полном понимании этих гендерных различий. Несмотря на это, воспитательная среда, в которой растёт ребёнок, имеет большое влияние на то, каким будет мужчина или женщина в своей взрослой жизни. Психологические последствия детского опыта могут оказать негативное влияние на то, кем и какими мы становимся в жизни. Взросление без отца также может навредить будущему мужчине. Современные женщины могут не уделять большого внимания тому, растёт ребенок без отца или нет. Главное, что у него есть его мама, а остальное необязательно.

К сожалению, это не так. Женщина не может воспитать в мальчике мужчину, хотя бы потому, что мы очень разные, как бы мы ни утверждали обратное. Всё, от восприятия до мышления, у нас происходит по-разному. Наш мозг устроен по-разному, хотим мы это учитывать или не хотим.

С чем столкнёмся

Какими могут быть последствия для взрослого мужчины, который вырос без чёткой фигуры отца?

•Без чёткой фигуры отца мальчики будут следовать примеру других мужчин вокруг них.

•Фигура матери будет для него авторитетом, сознательно и особенно подсознательно.

•Без принятого авторитета от мужчины мальчик, а затем мужчина, не будет иметь опыта мужской ответственности.

•Его чувства, такие как вина, стыд, уважение, комфорт, а также отношение к сексу, счастью, уверенности в себе, возможно, будут искажены по своей сути.

•Мужчина, выросший без отца, может поддерживать связи с женщинами, которые заставляют его чувствовать себя в безопасности, как это делала мама.

•Он может не чувствовать ответственности в отношениях. Вся власть, в этом случае, ложится на плечи женщины, а он может остаться потерянным, неустанно пытающимся повторить попытки заполнить пробел, который он не мог знать, назвать или объяснить – отсутствие мужчины-отца в его жизни.

•Для многих мужчин, выросших без отца, вероятны многочисленные сексуальные отношения или дружеские отношения с женщинами, многим всю жизнь приходится бороться за доказательство того, что он мужчина.

Мальчику — мужскую роль

Мальчики на примере отца учатся отношению к женщинам. Часто бывает так, что мужчины относятся к своим жёнам так, как относился отец к их матери. Это касается и плохих, и хороших примеров. В идеале, отцам следует помнить об этом. Его поведение – пример для сына. Для тех, у кого не было такого примера, трудно определиться со своей мужской ролью во взрослой жизни. Многие женщины, разочаровавшись в отношениях с мужчиной, принимают решение, что лучше воспитывать сына одной, чем с «таким отцом».

В некоторых случаях это необходимо, но лишить мальчика мужского влияния будет неверным решением, возможным в отношении конкретного человека, но не в отношении мужчин в целом. Мальчики, выросшие с отцом, чувствуют себя увереннее в жизни. Отцы обладают большой способностью укреплять доверие и силу своих сыновей, даже те, которых женщины не считают сильными. Отец по-другому, не так как мать, способен научить мальчика преодолевать трудности, относиться к боли, как мужчина. Мальчики внимательно следят за тем, как и что делает отец, они с раннего детства начинают подражать его поведению во всех случаях.

Мама не может их этому научить. Она, скорее всего, будет воспитывать мальчика так, каким ей кажется, он должен быть. Часто удобного для себя человека. У неё просто нет другой альтернативы, кроме той, чтобы воспитать «маменькиного сынка», да простят меня женщины, воспитывающие мальчиков без отцов.

Особенности мальчиков видны всем, и дело не в сексуальных различиях, не в том, насколько развито наше общество, а в том, что природа установила не только физиологические различия между полами, но и определила разные роли, которые играют мужчина и женщина в обществе.

 Процесс развития мальчика делится на несколько важных этапов

Первый этап начинается с рождения и заканчивается к 6 годам. Этот этап характеризуется сильной эмоциональной привязанностью к матери. В это время отец находится на втором плане, но его образ влияет на развитие мальчика не меньше, чем образ матери. Второй этап – это период от 6 до 14 лет. Это время развития у мальчика мужского поведения, поэтому на этом этапе развития для него наиболее важен отец.

Его внимание сосредотачивается на отце, его делах, поведении, поступках, привычках, взглядах. Ребёнок, буквально, оттачивает свои
способности, творчески возможности, приобретает новые знания, навыки посредством общения с отцом.

Третий этап начинается с 14 лет и заканчивается взрослением. Родители уже не столь авторитетны для подростка. Он строит свою собственную модель оценки событий, моральных и этических оснований, генерирует свою систему ценностей. Важным компонентом в его развитии в этом возрасте являются сверстники.

Это условные этапы взросления мальчика, переход из одного в другой происходит плавно, неравномерно, но всё же есть некоторые ориентиры, на которые можно опираться в принятии того или иного решения в воспитании мальчика, а также с кем и как его воспитывать. Времени на закладывание основных мужских черт и навыков взаимодействия с другими людьми, особенно с женщинами, не так много. Помните об этом!

Мамам на заметку

  • Главная и самая чудовищная ошибка – говорить при сыне о мужчинах, а особенно о его отце, в уничижительном тоне. Отец – часть мальчика, и получается, что плохая его часть. Так у мальчика возникает проблема с самоидентификацией. Это может вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию, даже в суицидальные наклонности. Некоторые психологи считают, истоки гомосексуальных наклонностей заключаются в отрицании собственного пола («я – мужчина, а мужчины плохие»).
  • Следующая ошибка – неосознанные попытки сделать из сына замену мужа. Такие мамы потом боятся расстаться со своим мальчиком, удерживают его при помощи различных зависимостей и манипуляций (болезни, чувство вины и т.д.). Из таких мальчиков потом вырастают «маменькины сынки», которые не способны построить свои нормальные отношения. Ведь жена у него уже есть – это его мама. Таким образом, навсегда привязав к себе сына, мама компенсирует своё одиночество. Не думая о том, что сын в такой ситуации счастливым никогда не будет.
  • Нередко одинокие мамы, напротив, так увлекаются своей личной жизнью, что забывают о сыновьях. Один мой знакомый сказал: «У меня хобби. Я коллекционирую отчимов». Такое поведение мамы обесценивает мужчин в глазах мальчика, и снова возникают проблемы с самоидентификацией. Такие мальчики часто, вырастая, начинают коллекционировать «мам».
  • Кроме осознания своей неотразимости, важно наполнить ребенка внутренними положительными качествами. Мама чётко должна понимать, кого растит: большого ребёнка или будущего мужчину. И прививать те качества, которыми должен обладать мужчина: уважение к женщине, эмпатия, сила и т.д. Желательно, чтобы в окружении мальчика было как можно больше мужчин, у которых он мог бы наблюдать эти качества, а также с которыми он мог бы идентифицироваться как мужчина. Желательно, чтобы спортивные секции и кружки вели мужчины, даже классного руководителя можно найти мужского пола.

По материалам газеты «Родина»