На данный момент на потребительском рынке существует разнообразный и широкий спектр услуг, предоставляемых предприятиями бытового обслуживания. В этой статье мы остановимся на таком виде услуги как индивидуальный пошив и ремонт одежды, на примере ателье.
Если вы заказываете какую-либо услугу ателье или только намереваетесь это сделать и при этом вы намерены использовать данную услугу в личных целях, не для предпринимательской деятельности, то в соответствии с ч.11 ст.1 Закона ДНР «О защите прав потребителей» от 18.06.2015г. №53 (далее — Закон) вы являетесь потребителем и пользуетесь всеми правами, предусмотренными Законом и «Правилами бытового обслуживания населения», утверждёнными Постановлением КМУ от 16.05.94 г. №313 (далее – Правила бытового обслуживания).
Среди указанных в Законе и Правилах бытового обслуживания прав потребителей, следует отметить такие как:
— защита своих прав государством.
— получение услуги такого качества, которое предусмотрено договором об оказании услуг.
— получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о субъекте предоставляемой услуги, качестве услуги, ее ассортименте и стоимости.
— возмещение морального и материального вреда (ущерба), причиненного вследствие недостатков предоставляемой услуги.
— аннулирование заказа и расторжение соглашения по собственной инициативе до окончания срока его выполнения.
— безопасность услуги для своей жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды.
— проверка качества предоставленной услуги.
— внесение в заказ частичных изменений, которые принимаются исполнителем при условии, что выполнение их технически и технологически возможно.
Обязательные для оформления документы.
При оформлении заказа исполнитель обязан составить твердую или приблизительную смету на выполнение заказа, а также заключить письменный договор с указанием сроков исполнения заказа (ч.1 ст.10 Закона), кроме того исполнитель обязан оформить форму №ПО-В1, которая утверждена Приказом Укрсоюзсервиса от 29.09.1995г. №8. Все вышеуказанные документы подписываются обеими сторонами и оформляются в двух экземплярах, один из которых передаётся заказчику услуги до ее оплаты. Для чего это нужно? При заполнении указанных документов к заказу, указываются сроки исполнения услуги, размеры изделия, составляется эскиз, данные о материалах заказчика и исполнителя, устанавливается стоимость этих материалов, кроме того в процессе исполнения заказа фиксируются все изменения, которые вносятся в заказ.
Права потребителя при оплате услуг, предлагаемых ателье.
Согласно п.15. Правил бытового обслуживания, порядок оплаты стоимости услуг определяется исполнителем по согласованию с заказчиком. Если оплата услуги производится наличными средствами выдается расчетный документ (кассовый фискальный чек или чек расчетной книжки), в случае поэтапного расчета с исполнителем, после каждой завершенной и оплаченной операции по оказанию услуги, заказчику выдается расчетный документ.
В процессе выполнения заказа возникают случаи, когда ателье на свое усмотрение производит дополнительные виды работ, не обусловленные заказом и не согласованные с заказчиком. В данном случае вы не обязаны их оплачивать, а исполнитель не имеет права требовать оплату, согласно ч.12 ст.10 Закона.
Права потребителя при некачественно оказанной услуги ателье.
В ч.4 ст.10 Закона, указан перечень прав потребителя в случае выявления недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге). По своему выбору потребитель имеет право требовать:
— безвозмездное устранение недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) в течение четырнадцати дней с даты их выявления или в другой срок по согласованию сторон;
— соответствующее уменьшение цены выполненной работы (предоставленной услуги);
— безвозмездное изготовление другой вещи из такого же материала и такого же качества или повторного выполнения работы, в согласованный сторонами срок;
— реализации других прав, предусмотренных действующим законодательством Донецкой Народной Республики на день заключения соответствующего договора.
Указанные требования потребителя подлежат удовлетворению в случае обнаружения недостатков при приеме выполненной работы (предоставленной услуги) или во время ее выполнения (предоставления), а в случае невозможности выявления недостатков при приеме выполненной работы (предоставленной услуги) — в течение гарантийного или другого срока, установленного договором, или в течение не менее трех лет со дня принятия выполненной работы (предоставленной услуги) в случае отсутствия гарантийного или другого срока, установленного законодательством Донецкой Народной Республики или договором.
Согласно п.24 Правил бытового обслуживания, документами, дающими заказчику право требовать устранения недостатков в гарантийный срок, являются кассовый (товарный) чек, договор, квитанция или гарантийный талон.
Кроме того, заказчик имеет право на расторжение договора в процессе изготовления услуги, если:
— исполнитель своевременно не приступил к выполнению обязательств по договору или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее в определенный договором срок становится невозможным.
— заказчик обнаружил в работе (услуге) существенные отступления от условий договора или другие существенные недостатки.
Стоит помнить! Что, если заказчик расторгает договор без причин, указанных выше, в этом случае заказчик оплачивает исполнителю стоимость выполненной работы и возмещает ему убытки, причиненные расторжением соглашения.
По материалам официального сайта Инспекции по защите прав потребителей ДНР