14 апреля 2020 года исполнилось бы сто лет настоящему мэтру фотожурналистики Донбасса Льву Азриэлю. Его снимки печатались не только практически во всех местных изданиях, но и в центральных газетах Киева и Москвы, были хорошо известны на территории всего Советского Союза. Лев Самсонович первым в регионе выпустил собственный авторский фотоальбом. Он стал одним из главных фотолетописцев Донбасса – в работах Азриэля отразились характеры людей, запечатлены виды городов, трудовые будни Всесоюзной кочегарки.
Этапы большого пути
Лев Азриэль родился в 1920 году в Белоруссии, в Витебской губернии. Перед самым началом Великой Отечественной войны переехал в город Сталино (нынешний Донецк), где стал учеником фотографа в редакцию окружной газеты «Диктатура труда», которая впоследствии сменила название на «Социалистический Донбасс». Уже первые его работы отличались особой глубиной и четкостью, умением передать самое важное.
В 1940 году молодого человека призвали в ряды Красной армии. В Великой Отечественной войне Азриэль участвовал с первых дней – воевал под Москвой, на Ленинградском фронте, был ранен, награжден государственными наградами.
О его личности красноречиво говорит такой эпизод из фронтовой биографии. Он оказался в машине, которая должна была вывезти в тыл тяжелораненых бойцов. Но ее водитель погиб. Молодой солдат сел за руль вместо него. Азриэль прекрасно справился с этой непростой задачей – в 40-градусный мороз, рискуя в любой момент угодить под обстрел немецкой артиллерии, он благополучно доставил раненых в полевой госпиталь. Самое интересное то, что до этого случая он никогда даже не сидел за рулем, не имел понятия, как вести автомобиль. Но каким-то чудом ему удалось не только завести машину, но и доехать до пункта назначения. За этот подвиг Лев Самсонович получил свою первую медаль «За боевые заслуги».
Азриэль служил фотографом в дивизионном клубе, активно участвовал в концертной группе, с которой часто выступал на переднем крае, вдохновляя солдат и офицеров в перерывах между жестокими боями. Уже тогда командование отмечало его чувство юмора, которое он успешно применял в своих концертных номерах.
После Победы Лев Азриэль вернулся в Сталино, где с 1947 года работал в газете «Социалистический Донбасс». С годами его профессионализм рос, и вскоре его приняли на работу в РАТАУ (Радиотелеграфное агентство Украины) и ТАСС – главное информагентство Советского Союза.
Работы Льва Самсоновича удивительным образом сочетали все наиболее значительное и великое в обычной повседневности нашего края, его людей, таких простых и одновременно по-настоящему героических.
Он жил и работал в эпоху больших свершений – когда возрождался Донбасс, а Донецк только приобретал свой будущий лоск и великолепие. По творческим работам Азриэля сегодня можно изучать историю Донбасса. Он снимал портреты и пейзажи – как типично городские, индустриальные, так и сельские. Лев Самсонович был настоящим мастером фоторепортажа. Вообще, казалось, что не существует такого жанра фотожурналистики, в котором он не мог бы успешно работать.

В декабре 1970 года в Москве, в Центральном доме журналиста, с большим успехом прошла персональная выставка Льва Азриэля, на которой показали 76 его работ. В 1978 году был издан фотоальбом «Донецк. Фотоочерк» – по мнению критиков, один из самых качественных взглядов на прошлое нашего города. Еще один авторский фотоальбом мастера вышел уже после его смерти, в 1986 году.
Лев Самсонович ушел из жизни в ноябре 1985 года, оставив после себя добрую память и великое наследие – уникальную летопись трудовых свершений жителей Донбасса.
Невероятная работоспособность
«Папа был любящим отцом, ярким человеком, очень остроумным, у него была масса энергии, море оптимизма и вера во все хорошее, – вспоминает Татьяна Волынько, дочь Льва Самсоновича. – Мне запомнилась его невероятная работоспособность, по сути, он был трудоголиком. Вставал в шесть утра, ехал куда-то в Старобешевский район, там снимал посевную, потом ехал на шахту в Макеевку, фотографировал, потом – в свою фотолабораторию, нужно было проявлять пленку, печатать фотографии, и все это продолжалось до глубокой ночи. Вообще, это был непрерывный процесс. На руках отца постоянно были какие-то ранки от химикатов».
По словам Татьяны Львовны, к ним в дом приходили друзья-коллеги отца: Евгений Халдей, Борис Витков, Григорий Навричевский и другие маститые фотокорреспонденты, они обсуждали разные темы, рассказывали анекдоты, в доме всегда была невероятная атмосфера дружбы, веселья и творчества. Лев Самсонович был простым в общении, прекрасно сходился с героями своих работ, ему не требовалось особых усилий, чтобы найти с ними общий язык, мог легко их рассмешить, может, поэтому они так естественно получались на его снимках.
Наверное, именно поэтому наш край и выглядит на его фотографиях по-особому прекрасным, отображенным с особой любовью и красотой.
«Универсальный солдат»
«Мне приходилось видеть, как работал Азриэль, – рассказывает Александр Витков, директор Донецкого музея фотожурналистики и фототехники – единственного в мире. – Это был очень талантливый человек, который всегда творчески подходил к своему делу. Он очень много сделал для Донецка – показал город очень хорошо, в комплексе, с разных ракурсов, его работы всегда отличались особым разнообразием. В те времена кого попало в ТАСС-РАТАУ не брали, отбор был очень серьезный. А Лев Самсонович в работе был как настоящий универсальный солдат, поэтому его заметили и пригласили работать».
Почему «универсальный солдат»? По словам Александра Борисовича, Льву Азриэлю было подвластно все: и портретные снимки, и пейзажи, и фоторепортаж. Часто фотокорреспонденты работают в определенных направлениях – есть портретисты, пейзажисты… А вот чтобы было дано все сразу – это большая редкость и настоящий талант, который Льву Самсоновичу, безусловно, присущ.
Его снимки особо хороши еще и потому, что он умел располагать к себе людей, для этого нужно быть немножко психологом, чтобы тот, кого ты фотографируешь, тебе поверил. Льву Самсоновичу это легко удавалось.
Сегодня многие снимают, как дилетанты, все подряд, не меняя ракурса. А Азриэль постоянно искал, как лучше отобразить то, что ему нужно, как подойти, откуда снять. Это настоящее искусство!
Главным героем его работ всегда был обычный человек: учитель, врач, шахтер… А еще – Донбасс, край, ставший для него родным.
Александр Алиев, газета «Донецк вечерний»