Льготная пенсия: особенности применения списков №1 и №2

Основные правила применения Списков №1 и №2 изложены в приказе Министерства труда и социальной политики ДНР от 03.04.2017 № 32/5 «Об утверждении Порядка применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях» (зарегистрирован в Минюсте ДНР 18.04.2017 г. №1950) с изменениями от 08.08.2017 г. №89/5.

Тем не менее, существует ряд вопросов требующих комментариев для правильного применения Списков при определении права на льготное пенсионное обеспечение.

1. Прежде всего, Списки №1 и №2 не подлежат расширенному толкованию. Предприятия и другие органы (в т.ч. Государственная экспертиза условий труда), производить перевод профессий из Списка №1 в Список №2 не имеют права. Любое изменение Списков допускается только в порядке установленном законодательством (Постановление Совета Министров ДНР от 31.05.2016 № 7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики»).

2. При определении права на пенсию на льготных условиях применяются Списки №1 и №2, которые действовали в период работы лица в льготных условиях. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в Списки, при соблюдении условий:

3. Случается, что в Список №1 и Список№2 одновременно включены профессии одного и того же наименования и производства без дополнительных условий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В этом случае применение того или иного Списка устанавливается только результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. На предприятиях различных видов экономической деятельности происходят частые изменения в системе управления производством (из-за сокращения объемов работ, сырья, материалов и т.д.), а именно: перевод управления на безцеховую структуру; преобразования цехов в участки и отделения; объединение нескольких участков в один с разными видами работ; ликвидация специализированных ремонтных предприятий и ввод их в штат предприятия на правах цеха, участка и т.д. Льготное пенсионное обеспечение сохраняется лишь в том случае, если условия, характер труда объемы выполняемых этими работниками работ существенно не изменились, а также если не произошло изменений в технологии производства.

В случае существенного изменения условий и характера труда для подтверждения права на льготное по возрасту пенсионное обеспечение проводится внеочередная аттестация.

5. Изучение материалов аттестаций рабочих мест по условиям труда зачастую указывает на недостатки в записях наименований профессий и должностей в трудовых книжках работающих, что приводит к большому количеству внесенных изменений. Наименование профессий работников, рабочих мест, которые подлежали аттестации, должны соответствовать требованиям Государственного классификатора профессий ДК 003:2010, ЕТКС, Списков №1 или №2.

6. Если в Списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие всех наименований этой профессии, в том числе и главные, старшие их помощники, т.е. эти наименования являются производными от профессий, которые предусмотрены Списками. Например, «аккумуляторщик» и «помощник аккумуляторщика».

7. Разделы «Общие профессии» относятся ко всем видам экономической деятельности. Включенные в этот раздел профессии рабочих, руководителей и специалистов пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, в каком производстве они работают. Например, «аккумуляторщики», указанные в разделе, имеют право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, где работают: на машиностроительном заводе, хлопчатобумажной фабрике и т.п. Основное требование в данном случае – это постоянная занятость «аккумуляторщика» по зарядке и обслуживанию аккумуляторов.

8. Установление права на льготное пенсионное обеспечение работникам, профессии которых предусмотрены Списками №1 и №2 на «горячем участке», «горячем ремонте», «горячих работах», «правке горячего проката», «лужении горячим способом» и т.д., производится на основании результатов аттестации рабочего места по условиям труда.

«Горячими работами» (в цехах, на участках) считаются такие условия труда, при которых температура воздуха рабочей зоны и интенсивность тепловых излучений превышает предельно допустимые значения, установленные ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», ДСН 3.3.6.042–99 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений».

9. Работники, занятые неполный рабочий день (менее 80% рабочего времени) в производстве, работах, профессиях и должностях, предусмотренных Списками, правом на пенсию на льготных условиях не пользуются.

Это касается также специалистов и руководителей, выполняющих экспериментальные, научно-исследовательские либо конструкторские работы. При этом периоды подготовки, составление и отработка документации, аналитические или другие работы, не включаются в рабочее время с вредными условиями труда и в льготный стаж. Такие работники не могут быть отнесены к постоянно занятым на работах, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение.

Занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда должна быть постоянной.

10. Стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда подтверждается надлежащим образом оформленными в трудовой книжке записями о занимаемой должности и периодом выполняемой работы, выпиской из приказа по предприятию об итогах проведения аттестации на соответствующем рабочем месте. В случае отсутствия в трудовой книжке, сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, предоставляется уточняющая справка.

11. Результаты проведенной аттестации должны быть подтверждены заключением Государственной экспертизы условий труда.

12. Особо следует подчеркнуть, что ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Статью подготовил заместитель начальника инспекции-заместитель главного государственного инспектора труда-главный государственный эксперт по условиям труда Игорь Анатольевич Груба

Exit mobile version