Мэри Саргсян: Карабах, Одесса, Донбасс…

Недавно на сцене «Донбасс Оперы» состоялась премьера спектакля «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа». Партию Нанетты исполнила любимица зрителей Мэри Саргсян. После спектакля корреспонденту газеты «Донецк вечерний» удалось пообщаться с певицей.

АЛФАВИТ ЗА 45 МИНУТ

Семья Саргсян приехала в Донбасс из Нагорного Карабаха более четверти века назад. Родители бежали от войны, спасая двух маленьких дочерей. Младшей, Мэри, тогда едва исполнилось шесть лет. То, что у девочки есть вокальный талант, мама – преподаватель музыкальной школы – заметила еще тогда, когда кроха выражала свой протест громкими криками, более походившими на пение. Возможно, Мэри унаследовала голос от тети, которая пела в Ереванской капелле.

Но, когда семья обустраивалась в Докучаевске, на повестке были совсем другие вопросы – поиск работы для родителей и обучение детей в школе. Шестилетняя Мэри совсем не говорила по-русски. Мама решила погрузить дочь в новую языковую среду для быстрой адаптации. На первый урок в первый класс они пошли вместе, и, к удивлению учительницы, к концу занятия девочка успела выучить весь русский алфавит. Потом, спустя годы, умение быстро запоминать большой объем информации пригодится Мэри, нужно будет в срочном порядке учить оперные партии.

«ХОЧУ ПЕТЬ, КАК ЭТОТ ДЯДЯ…»

Какими были ее первые шаги к музыкальному олимпу, певица рассказывает с улыбкой:

«Мама отдала нас с сестрой в музыкальную школу на фортепианный отдел. Как и полагается по программе обучения, мы посещали занятия хора. Об оперной сцене я не думала, видела себя на эстраде, как и большинство маленьких девочек мечтала петь попсу. Но моя учительница, Ольга Ивановна Левада, сказала маме, что у меня особый голос и тембр, склонные больше к академическому пению. Чтобы окончательно повлиять на мой выбор, Ольга Ивановна сказала: «Если ты не прекратишь исполнять эстраду и не начнешь заниматься академическим пением, я с тобой не буду общаться». Она так и сделала. И вот однажды я включила телевизор, где шел концерт трех теноров. Услышав Лучано Паваротти, я буквально прилипла к экрану. Моя мечта об эстраде рассыпалась в прах, с той минуты я хотела быть только классической певицей. Маме я так и сказала: «Хочу петь, как этот дядя…»

Именно Ольга Ивановна посоветовала родителям отдать дочку в донецкую школу академического пения «Бельканто» к педагогу Павлу Тютюннику. Прослушав малышку, исполнившую Ave Maria Качини, тот пришел в восторг и предложил Мэри принять участие в первом всеукраинском конкурсе «Украинское бельканто приглашает», где девочка завоевала звание лауреата.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР

Успешное выступление на конкурсе стало пропуском в число учащихся школы «Бельканто». Павел Тютюнник применял особую методику, позволявшую развивать широкий диапазон у самых маленьких вокалистов. Многие спорили о том, насколько этот метод состоятелен, критиковали педагога, но ученики по сей день благодарны своему учителю.

«Мне же помогла не только методика Павла Васильевича, но и то, что он воспитал меня, помог сформировать железный характер», – говорит Мэри Саргсян.

Спустя три года «Бельканто» закрыли, и мама по совету заслуженной артистки России Людмилы Шемчук повезла Мэри в Одессу на прослушивание. Ддевочка поразила профессионалов из консерватории прекрасным исполнением сложных арий. «Для всех стало открытием, что в 14 лет сложнейшие высокие ноты можно не пропищать детским фальцетом, а вполне технично пропеть», – вспоминает певица.

Мэри поступила в школу им. Столярского, специализированное учебное заведение при одесской консерватории. А в неполные 18, преодолев конкурс в 50 человек на место, стала студенткой подготовительного отделения Одесской государственной музыкальной академии им. Неждановой.

«Мне очень везло с педагогами, – говорит Мэри. – Каждый только добавлял совершенства в то, чем меня наградила природа».

ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ В ДОНЕЦКУЮ ОПЕРУ

После окончания Одесской консерватории в Донецк певица вернулась не сразу, а спустя несколько лет и с маленьким сыном. Мэри поступила в аспирантуру Донецкой музыкальной академии им. Прокофьева к самой Раисе Колесник, от которой получила бесценные советы, по сей день помогающие при выходе на сцену.

Еще учась в аспирантуре, Саргсян выходила на сцену в спектаклях «Донбасс Оперы». Но в 2014-м началась война, вторая в ее жизни…

«Когда мне было шесть лет, наша семья была вынуждена бежать от войны в Нагорном Карабахе. Тогда мы уезжали из родных мест под свист снарядов, летавших буквально у нас над головами. И когда этот кошмар вернулся в мою жизнь, я, будучи уже сама мамой, решила: мой ребенок не должен пережить весь этот ужас. Собрала вещи и уехала в Одессу, где жила моя старшая сестра…»

Мэри очень переживает по поводу войны в Донбассе. «Эта земля стала для меня вторым домом. До сегодняшнего дня в обстреливаемом Докучаевске живут мои родители», – говорит она.

Но недолго артистка наслаждалась красотами Одессы. Сцена любимого донецкого театра снилась ей по ночам.

«В 2015 году я вернулась в столицу ДНР. Мне позвонила Людмила Степановна Шемчук и сказала, что многие солисты уехали, и в театре ожидается прослушивание. Я решилась тут же. Уже через минуту позвонила родителям и сообщила, что возвращаюсь в Донецк. Сцена – это моя жизнь, и я не могу упустить шанс стать солисткой такого театра, как «Донбасс Опера», – продолжает Мэри.

Она сразу окунулась в любимую работу и была плотно задействована в репертуаре. Сейчас творческий багаж солистки более чем солидный: Мюзетта в «Богеме», Лиу в «Турандот», Оскар в «Бале-маскараде», Джильда в «Риголетто», Розина в «Севильском цирюльнике», яркие роли в опереттах и даже сказках.

Ольга СТРЕТТА, газета «Донецк вечерний»

Exit mobile version