Музыкальный юбилей: Донецкой филармонии 90 лет

5-го февраля, наша Донецкая государственная академическая филармония празднует свой юбилей — 90 лет! Это очень важная дата, и далее эти цифры будут только приумножаться. У филармонии богатая история, по этому поводу мы и пообщались с генеральным директором, художественным руководителем Донецкой государственной академической филармонии Александром Александровичем Парецким.

— Ещё во времена Украины наша филармония была первым учреждением культуры, в котором появился орган, да ещё и подаренный из Питерского храма. Сейчас он единственный в Республике? Расскажите об этом инструменте.

— Орган — это наша гордость. В 2019 году мы провели новый фестиваль, посвященный 60-летию установки органа, соответственно, он был установлен в 1959 году, однако самому инструменту более 180 лет. Это первый инструмент, который был изготовлен иностранным государством по заказу Российской империи. Наша концертная организация единственная, в которой установлен орган, но в Донбассе такой инструмент есть еще в католическом костеле, хотя он значительно меньше по размеру.

Подобного уникального инструмента больше нет. Его отличие от всех не только в параметрах, но и в том, что на нём, будучи студентом консерватории, играл сам Петр Ильич Чайковский, мы этим фактом очень гордимся, и на фасаде филармонии установлена соответствующая мемориальная доска. Помимо этого, в 2008 году инструмент реконструировали, ремонтные работы проводили немецкие специалисты. Тогда орган получил электронную трактуру, которая значительно облегчает работу исполнителям. У механического органа есть такая особенность — музыкант играет одно, а слышит то, что играл несколько секунд назад. Конечно, это сбивает. Поэтому мы усовершенствовали инструмент.

— В стенах филармонии не просто выступали, но и работали многие известные личности. Какие? Приглашается ли кто-то сейчас?

— Очень много деятелей искусства выступало на нашей сцене. С нашим оркестром работали известные композиторы, такие как Дмитрий Кабалевский, Исаак Дунаевский, дирижёр Валерий Гергиев. Два имени, известных на весь мир Валерий Ободзинский и Тамара Миансарова. Они выступали в залах филармонии, на фасаде сейчас установлены мемориальные доски. Также почтили нас своим вниманием Ю. Богатикова, С. Ротару, Л. Гурченко, И. Кобзон, А. Соловьяненко и многие другие.

Международные гости приезжают к нам и в эти сложные годы. Пианист из Великобритании Питер Сейвальд приезжал трижды, Николас Конн — замечательный тромбонист из США тоже был нашим гостем, Михаил Рудь из Франции, Валентина Лисица и вовсе сроднилась с Донбассом и нашей филармонией. Это греет душу, ведь несмотря на все сложности, в мире находятся замечательные музыканты и исполнители, которые с нами солидарны и хотят выступать на сцене донецкой филармонии.

— Выступаете ли где-нибудь «за границей» Республики? Ездите на гастроли в Россию?

— В этом сезоне из-за ограничительных мер многие фестивали и концерты были перенесены. Но, тем не менее, за эти непростые для всех годы некоторые наши коллективы имели возможность выступить на концертных площадках Российской Федерации. Наши возможности выезжать дальше России ограничивают сложности с получением виз, и к тому же в группах большое число людей, и это сложно организационно.

Наш симфонический оркестр (80 человек!) трижды выезжал в РФ на масштабные гастроли. Одна поездка была в Крым, две в Москву. В столице это были большие концерты в зале Московской консерватории имени Чайковского. В помещении 1700 мест, и они были полностью заняты, что не может не радовать. Избалованная московская публика быстро раскупила билеты, чтобы послушать донецкий оркестр.

Помимо симфонического оркестра, другие коллективы тоже выезжали на гастроли и в Ленинградскую, Арстраханскую, Белгородскую область. География достаточно широкая.

— 2021 год объявлен годом Русской культуры. Планируется ли что-то в тему года? Какие в целом планы у филармонии?

— Для нас каждый год — год культуры, ведь все мероприятия связаны с искусством. А вообще грядущий год будет насыщенным и активным, в том числе, потому что мы отмечаем 90-летие, в рамках которого будут презентационные программы. Нас ждет большой юбилейный концерт «Филармонии — 90» в «Донбасс Опере» 5 февраля. В нём примут участие 12 наших коллективов, и, сами понимаете, что это сложно технически.

Еще одна значимая дата -130-летие со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Его имя носит и наш симфонический оркестр, и концертный зал филармонии. Нас ожидает большой фестиваль «Прокофьевская весна», который будет продолжаться не две недели, как обычно, а всю цветущую пору — три месяца. Сам фестиваль впервые возник в 1981 году, получается, 40 лет назад.

Музыка Прокофьева считается музыкой будущего, и сам автор понимал, что не все его современники могут принять и понять его творчество. Прошло столько лет, и теперь мы гордимся этими произведениями. В праздничных концертах примут участие наши друзья из Российской Федерации. Например, первый концерт, который пройдет 21-го февраля, откроет известный дирижер Сергей Свиридов. Все программы будут насыщенные и яркие.

— С вашим приходом в филармонию очень изменился репертуар, появились современные концерты. Как люди восприняли изменения?

— Безусловно, восприняли хорошо. Один из больших плюсов — к нам пришла молодёжь. Рок-н-ролл в исполнении оркестра вызывает интерес, и в зале сидят люди разного возраста. Многие благодаря новым концертам открыли для себя филармонию, у нас на входе есть книга отзывов, и мы часто читаем строки от посетителей о том, что они впервые побывали в филармонии, но теперь будут частыми гостями. Новые программы легче для восприятия, и с их помощью люди приобщаются к такого вида музыке и заинтересовываются более серьезными произведениями.

— Какая возрастная категория посетителей?

— Нет конкретной цифры, так как приходят все, от мала до велика. Каждый находит для себя что-то новое, познавательное, у нас большой выбор концертов. Мы работаем над тем, чтобы каждый человек обрел в стенах филармонии нечто важное. Хочу заметить, что молодых людей тоже привлекает не только современная музыка, но и наши произведения, ведь мы тут не лекции устраиваем, а отдых души и тела. Красивая и легкая мелодия притягивает всех.

— Билеты часто очень сложно достать, они раскупаются очень быстро. С театрами то же самое. Как вы думаете, с чем это связано?

— Подготавливаясь к выставке, посвященной 90-летию филармонии, которая открылась в Донецком Республиканском краеведческом музее, я ознакомился со многими материалами, связанными с историей. Когда началась Великая Отечественная война, многие наши артисты ушли на фронт, даже женщины. Некоторые были награждены орденами Красной Звезды. И вот тут можно провести явные параллели, даже с тем же 2015 годом, когда была полная неопределенность в судьбе всех культурных учреждений. Вот тогда жители и стали массово стремиться в концертные залы. Я до сих пор помню цитату из украинской желтой прессы, будто бы граждане Донецка идут в филармонию, потому что там толстые стены, и они ищут спасения.

На самом деле, они действительно искали спасения, но явно не с помощью стен. Спасает искусство, сила воздействия на людей, успокаивающая душу. Кстати, в связи с этим в 2016 году мы вместе с доктором медицинских наук и профессором Эмилем Яковлевичем Фисталем основали цикл программ «Музыка для здоровья», ведь это действительно благотворно влияет. И, к тому же, в наше время мало развлечений и досуга в ДНР, поэтому театры и филармония с удовольствием принимают посетителей.

Беседовала Юлия Эйсон, по материалам газеты «Макеевский рабочий ДНР»

Читайте также: Донецкая филармония освоила новую экспериментальную площадку для проведения концертов

 

Exit mobile version