Жемчужины донецкой культуры доказали, что война бессильна перед ликом искусства. Культурные заведения ДНР вопреки артиллерийским обстрелам городов продолжали дарить жителям прекрасное. Одна из таких сияющих жемчужин — Донецкая Муздрама.
О формировании актёрской труппы, гастролях, первом театральном сезоне с начала боевых действий, театральных экспериментах и сюрпризах рассказала корреспондентам «Всё о ДНР» генеральный директор-художественный руководитель Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра Наталья Волкова.
— Как открывался 1-й театральный сезон с начала боевых действий на Донбассе?
— 88-й театральный сезон начался в разгар боевых действий в октябре 2014 года. Невзирая на регулярные обстрелы, шли репертуарные спектакли и даже появлялись премьерные новинки. И на детских, и на взрослых постановках были аншлаги. Зрители тянулись к искусству даже с большей силой, чем до войны.
— Чем запомнился Вам первый спектакль, открывший сезон?
— Несмотря на то, что сказывался недостаток уничтоженных войной декораций, отсутствие некоторых уехавших артистов, театр в октябре 2014 года открыл сезон гоголевской «Женитьбой». Мы ощущали большое волнение: придут ли зрители? Ведь в то время шли активные обстрелы города, и был определенный риск собирать большое количество людей в одном месте.
Перед первым представлением священник благословил актерскую труппу на открытие театрального сезона. Открылся занавес – актеры увидели до отказа заполненный зал. И зрители, и актеры безумно соскучились друг за другом, поэтому спектакль в театре прошел с полным аншлагом на огромном эмоциональном подъеме.
— Как потом развивался театр? Почему для постановки были выбраны те или иные пьесы?
— Заглянув в афишу нашего театра, можно увидеть широкое жанровое разнообразие: русская и зарубежная классика, современные российские и зарубежные пьесы, детские сказки, музыкальные программы, мюзиклы, комедии и др. Все они востребованы и любимы зрителями в равной степени.
В 88-м сезоне обновились все творческие подразделения театра.
Сложностей было много. Что касается спектаклей и вводов, то тут мы действовали по ситуации. Был разработан специальный план вводов, по мере необходимости мы его корректировали и постепенно восстанавливали один спектакль за другим. К концу 88-го сезона на сцене с успехом шли уже 22. На текущий момент в юбилейном 90-м сезоне репертуар театра насчитывает уже 35 спектаклей, и это без учета музыкальных программ.
— Недавно вы под крышей театра открыли Новую сцену…
— Сегодня наш театр – стабильно работающий коллектив со своими планами, достижениями, сбалансированным репертуаром. Театр, который пользуется огромной популярностью у зрителей. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей имело возможность посещать театр. Поэтому в октябре 2016 года у нас была открыта новая сценическая площадка. Это – сцена-конструктор, которую можно легко перестраивать согласно режиссерским идеям. Судя по отзывам, Новая сцена также полностью удовлетворяет всем требованиям зрителей. Последняя ли она? Мы в постоянном творческом поиске. Все возможно.
— Довольны ли вы финансированием театра и откуда оно поступает?
— Ответ на ваш вопрос — в названии нашего театра – «государственный», мы финансируемся из бюджета. Можно сказать, что на сегодняшний день театр финансируется в полной мере, без задержек выплачивается зарплата, регулярно выделяются средства для постановок спектаклей
— Насколько сформирована на сегодня актерская труппа? В театре больше разноплановых актёров или же актёров одной роли?
— Формирование актерской труппы – процесс постоянный. Она меняется, дополняется, кто-то переходит из одной возрастной категории в другую. На данный момент я отмечаю, что наша труппа значительно омолодилась. К нам пришли талантливые выпускники училища культуры, студенты музыкальной академии. Львиная доля актеров – разноплановые, я, пожалуй, даже не смогу назвать ни одного актера одной роли. С этим у нас проблем нет.
- Какой мировой театр вы считаете образцом для развития нашего?
— Как говорят: «Не сотвори себе кумира». Наш театр всегда отличался своим почерком, своим фирменным стилем. Мы – музыкально-драматический театр и нашей особенностью является наличие четырех полноценных подразделений: оркестра, балета, артистов-вокалистов и артистов-драмы. Сейчас мы переживаем определенный творческий подъем, поскольку уже достигли того уровня, о котором мечтал худрук нашего театра Марк Матвеевич Бровун. Артисты драмы могут петь и танцевать, артисты балета играют драматически роли, артисты-вокалисты танцуют и играют драматические роли. Вот такая у нас сейчас труппа. Нам под силу любые жанры, любые направления и стили. Мы можем играть разноплановые спектакли и музыкальные программы. Это может быть опера, оперетта, драматический спектакль, ну и, конечно, живая музыка в исполнении нашего оркестра не сравнится с фонограммой. Многофункциональность и разноплановость театрального творчества, представляемого зрителям, всегда будут пользоваться популярностью.
Мы продолжаем развиваться, и я считаю, что нужно не останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться и расти.
— У вас много произведений новаторского характера, есть ли в планах поставить проверенную классику — пьесы Чехова, трагедии Шекспира, произведения Булгакова, Островского?
— Здесь можно поспорить. Репертуар нашего театра всегда отличался сбалансированностью. Кроме современных произведений, театр ставит классику, как российскую, так и зарубежную. Премьера этого сезона – комедия «Тартюф» Жана Батиста Мольера завоевала два престижных диплома на международном театральном фестивале в г. Липецке РФ. Если говорить о русской классике — у нас в репертуаре произведения Гоголя («Женитьба»), Островского («Не все коту масленица»), Булгакова («Зойкина квартира»), один из старожилов репертуара – спектакль «Три шутки» по рассказам Чехова идет на сцене театра уже 13 лет. Также в текущем сезоне планируются новые постановки по пьесе Чехова и произведениям Пушкина.
— Есть ли у вас при театре школа актёрского мастерства?
— О школе актерского мастерства можно говорить в разных ракурсах. При театре создана детская школа-студия «Перспектива». Мы не знаем, все ли эти юные дарования станут актерами и режиссерами, но уверены в том, что это будут гармонично развитые личности, со своими взглядами на жизнь и с очень хорошим образованием. Мы взяли небольшое количество детей и очень серьезно относимся к работе с ними. Приятно видеть у детей такое же ответственное отношение к занятиям.
Что касается наших профессиональных молодых актеров, в театре очень развита система наставничества. Также все актеры учатся на своих ролях и чем больше разноплановых ролей сыграно, тем опытнее становится актер. Они продолжают совершенствоваться, уже являясь членами труппы.
— Расскажите о гастролях театра. С какими театрами вы сотрудничаете?
— У нас восстанавливаются утраченные связи с творческими коллективами Российской Федерации, мы получаем множество приглашений от коллег с предложениями об участии в различных международных форумах, принимаем гостей у себя.
В сентябре 2015 года стартовала гастрольная программа нашего театра в Российской Федерации. 2 спектакля, 4 города, пятнадцать дней путешествий. Москва, Ярославль, Нижний Новгород и Казань увидели наши спектакли: «Три мушкетера» и детскую сказку «Принцессы и горошины». Мы уделяем внимание не только гастрольной, но и фестивальной деятельности. Особенным в этом плане стал месяц май 2016 года. Артисты нашего театра стали участниками международных фестивалей и театральных форумов в таких городах как Брянск, Липецк, Екатеринбург. К нам с удовольствием приезжают российские артисты. Вот лишь один из примеров: порядка 30 лет назад у нас работала Свердловская оперетта, тогда приезд этого яркого коллектива организовывал мой отец Марк Бровун. И вот сейчас, спустя столько лет, было очень приятно вновь принимать на сцене нашего драмтеатра этих артистов. Скажу более — мы договорились о будущих больших взаимных гастролях.
— Можете ли вы назвать изюминку нашего театра? Чем он необычен и отличается от других?
— Наш театр работает в разных жанрах и разных манерах. Мы можем быть современными, оставаясь понятными, не боимся экспериментировать, предлагать новое. Самое главное то, что мы работаем для зрителя. Мы умеем слышать нашего зрителя, и за столь долгое время существования театра зритель научился нам доверять. Сегодня можно с уверенностью сказать, что для зрителей Донецкий музыкально-драматический театр – это своего рода знак качества в театральном искусстве.
— Какие сюрпризы ожидают дончан в текущем театральном сезоне?
— Этот сезон для театра юбилейный, 90-й. Конечно же, мы готовим большой творческий вечер. Праздничные мероприятия запланированы на конец марта. Помимо этого в репертуаре театра появятся новые спектакли. Зрителей ожидают премьеры на всех сценических площадках: на Большой, Малой, Новой сценах и в Театральной гостиной.
Но сюрпризы должны оставаться сюрпризами. Одно я могу сказать точно: юбилейный сезон будет особенным: ярким, с разнообразием жанров и направлений, и с большим количеством премьер, которые порадуют нашего зрителя.
Максим Газизов, Игорь Клявин
фото Надежды Чичеровой