Школьники Донбасса практически никогда не держали в руках учебников по истории родного края – ни при СССР, ни при Украине, ни при ДНР. Их просто не существовало. Лишь один раз лет пятнадцать назад увидело свет учебное пособие на эту тему – для факультативного, то есть необязательного изучения. Тираж у него был мизерный.
И вот, наконец, в канун пятилетия провозглашения Донецкой Народной Республики Министерство образования и науки ДНР объявило, что впервые подготовлена целая серия учебников по историческому краеведению и что уже к 1 сентября они будут изданы и поступят во все школы.
Что представляют собой эти книги? Кто их подготовил? На эти и другие вопросы мы попросили ответить заведующего отделом общественных дисциплин Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Павла Морозова.
– Павел Леонидович, для каких классов подготовлены учебные пособия по истории Донбасса?
– Наконец создан полный комплект учебников по историческому краеведению для всех классов, в которых изучают данный предмет, – с 5-го по 11-й. Это восемь книг (пособие для 11 класса состоит из двух частей). В них в общей сложности – около 130 исторических документов, более 100 карт, 1 245 иллюстраций и схем.
Труд фундаментальный! В нем освещена история донецкого региона с древнейших времен до наших дней. При этом каждый из учебников адаптирован под конкретный возраст.
Так, для пятиклассников подготовлено пособие «Историческое краеведение: введение в историю Донецкого края», которое дает им общее представление обо всем том, что происходило на нашей земле на протяжении столетий, знакомит с историческими памятниками, традициями, знаменитыми земляками, прославившими Донбасс.
В следующих классах учащиеся изучают уже более детально каждый из периодов нашей истории. В 6-м – древнейшую историю края, начиная с жизни первобытных людей на этой территории, в 7-м – историю региона в эпоху Средневековья, в 8-м – в эпоху Нового времени (XVI–XVIII вв.), в 9-м – в XIX веке, когда Донбасс стал бурно развиваться.
Для десятиклассников подготовлен учебник «Страницы истории Донбасса XX века (1900–1939 гг.)», в котором рассказывается о революциях и войнах, индустриализации и коллективизации и других событиях, например, о создании Донецко-Криворожской Советской республики, существовавшей в наших краях во время Гражданской войны.
В учебном пособии для 11 класса описаны борьба наших земляков с немецко-фашистскими захватчиками, послевоенное восстановление края, периоды «оттепели», «застоя», «перестройки», существование Донбасса в составе независимой Украины, в том числе во времена первого и второго «майданов», а также создание и развитие Донецкой Народной Республики.
Донбасс – это часть России
– А в то время, когда наш регион входил в состав Украины, его история в школах не изучалась?
– Нет, отдельного предмета истории Донбасса тогда не было. Можно было преподавать ее факультативно – если найдутся для этого часы и желающие читать такой курс. Тогда изучалась история Украины, в рамках которой нашим школьникам подробно рассказывали о том, что происходило в западной и центральной частях страны, а о донецком регионе в учебниках упоминаний было очень мало.
Когда уже после создания ДНР, в 2015 году, мы провели среди учащихся 8–11 классов республиканскую олимпиаду по истории, куда включили и вопросы по истории Донбасса, то увидели, что у старшеклассников очень плохие знания по этой теме, они имели лишь отрывочные сведения о том, что происходило в родном крае.
Такая концепция истории Донбасса была выработана в ходе проведения «круглых столов», в которых, помимо работников нашего института, принимали участие ученые с исторического факультета Донецкого национального университета, сотрудники Республиканского краеведческого музея и депутаты Народного Совета ДНР, прежде всего Мирослав Руденко.
– То есть теперь в школах изучают вместо истории Украины – историю России и Донбасса? Как называется это предмет?
– Предмет назвали историей Отечества. Он обязательный для изучения, по нему сдается государственная итоговая аттестация. В его рамках изучается единым курсом история России, история донецкого региона как неотъемлемой части русской цивилизации и история малой родины – города, поселка, села. Это три обязательных компонента. Наши новые учебники по истории Донбасса создавались как продолжения учебников истории России, которые в Республику завезли осенью 2015 года, в них даже названия разделов совпадают.
Как создавались учебники
– Но новые учебники по историческому краеведению появятся только в новом учебном году. А по каким пособиям учились школьники в предыдущие годы?
– Сначала мы собирали сведения по истории Донбасса в разных источниках, составляли конспекты и выкладывали их на сайт, чтобы учителя могли оттуда их скачать и использовать для обучения.
В 2016 году мы выпустили первый учебник «Историческое краеведение» для 5 класса. Его авторами были директор харцызской средней школы № 5, учитель-методист Виталий Пестрецов, учитель-методист донецкого лицея № 12 Оксана Кожемяка и ваш покорный слуга. Хотя этот учебник был предназначен для 5 класса, за неимением других им пользовались и учащиеся 6 –11 классов. Причем имелась только электронная версия пособия, которую можно было скачать с сайта. Но многие родители сами распечатывали его для своих детей на бумаге.
После того как была выработана новая концепция истории Донбасса, ученые исторического факультета Донецкого национального университета создали учебное пособие «История Донбасса: от древности до современности» под общей редакцией профессоров Ларисы Шепко и Владимира Никольского. Оно было рассчитано на преподавателей и студентов вузов.
Надо отметить, что раньше все учебники писали ученые, которые сами не вели уроки и не работали с детьми. А наши пособия подготовлены учителями-практиками, которые знают детскую психологию и все особенности учебного процесса, поэтому книги максимально адаптированы под школьников разных возрастов.
Наша война вошла в историю
– Вы говорили, что в учебнике для 11 класса описаны даже последние события становления ДНР. Но они еще не стали фактами истории. Корректно ли включать в учебник истории текущие события?
– Мы сознательно пошли на это, учитывая то, что у нас идет война, в том числе информационная. Наши старшеклассники, которые живут в прифронтовых городах, должны понимать, что на самом деле происходит. В учебнике нет пропаганды, мы излагаем только сухие достоверные факты, которые часто замалчиваются или искажаются.
В нем описываются события Русской весны, боевые действия, обстрелы наших городов, «котлы», в которые попадали украинские войска, экономическая блокада Донбасса Украиной, Минские соглашения, выборы в ДНР, состоявшиеся в 2014 и в 2018 годах. Упоминаются руководители ДНР Александр Захарченко и Денис Пушилин, а также самые известные боевые командиры, например, Арсений Павлов (Моторола) и Михаил Толстых (Гиви).
Вообще в учебниках для старших классов приводится много малоизвестных фактов из жизни Донбасса, которые не знают не только учащиеся, но и их родители. Школьные годы большинства из них пришлись на 1990-е, когда краеведение не изучали. Поэтому новые учебники должны быть интересны и родителям школьников.
Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»