Невозможно победить на поле брани без духовной помощи свыше. Так считает немало верующих военнослужащих, участников специальной военной операции, с которыми довелось общаться корреспонденту «Донецка вечернего». С каждым днем спецоперации все больше людей начинает понимать, что духовный фронт сейчас не менее важен, чем военный, и помощь священника в боевых условиях жизненно необходима. Именно поэтому в рядах защитников Отечества очень ждут служителей Церкви. В этой связи для многих ребят иерей Роман Заяц с позывным Батюшка, который почти год как окормляет православных воинов в зоне СВО, стал родным человеком. Отец Роман приехал из Кировской области. Духовное служение несет в 287 ОМСБ имени Александра Пересвета, окормляет ребят интернациональной бригады Пятнашка и по необходимости другие подразделения.
Вместе с отцом Романом корреспондент «Вечерки» не раз принимала участие в нескольких богослужениях, общалась с военнослужащими, к которым он регулярно приезжает. Конечно, служить на войне – не сродни служению в приходском храме. Обстановка на фронте каждый раз меняется, но, вопреки тяжелой ситуации, обстрелам, Батюшке удается исповедовать, причащать, навещать страждущих в больницах, вести беседы с военными, оказывать содействие в гуманитарной помощи и многое другое.
Когда отцу Роману надо ехать к бойцам на передовую, он вооружается как воин – надевает бронежилет. Батюшка всегда одет по военке – под военной курткой подрясник. На рукаве шеврон с изображением русского монаха-воина, инока Троице-Сергиевского монастыря Пересвета. Неизменными атрибутами в его образе остаются большой наперсный крест, епитрахиль. При себе он всегда носит рюкзак, в котором Святые Дары для причастия, кадило, ладан, уголь, икона, святая вода, крапило, молитвослов и нательные крестики, которые нужны на случай, если попросят солдаты или просто люди на улице, в госпитале.
За год СВО ему не раз доводилось причащать и крестить в полевых условиях. Дивное зрелище, когда отец Роман выезжает на позиции. Кажется, там, куда он приезжает, ни души, но как только Батюшка подходит к месту назначения, смотришь: из-за кустов, деревьев выходят ребята из пехоты, следом тянутся артиллеристы.
«Еще с лета прошлого года в «Пятнашке» я ходил за одним солдатом – он был ярым язычником, пытался с ним разговаривать, уговаривать. Однажды он мне говорит: «Я проснулся с мыслью, что мне надо покреститься». Это не я. Это Дух Божий уже привел его к этому решению. Я его крестил в оружейке: среди автоматов, гранатометов, минометов. Был случай, когда пришлось бойца крестить прямо с автоматом, в бронежилете, каске. Перед штурмом все бойцы исповедовались, причастились, и стали загружаться в машину. А этот боец не подходил к Причастию, потому что не был крещен. Он сказал: «Батюшка, обещаю, когда вернусь, я покрещусь». А я ему ответил: «Тебе никто не обещал…». Я его здесь же крестил кратким чином перед погрузкой в машину. Здесь же причастил Запасными Дарами. Надел на него крестик, благословил. Слава Богу, с этим бойцом все хорошо. В крещении он Роман. Молодой паренек из Абхазии», — рассказал батюшка Роман.
По промыслу Божьему крещение приняла в больнице 11-летняя девочка и ее сестры.
«У ребенка было ранение в шею. Длительное время она лежала в больнице. Мы с ребятами из «Пятнашки» ее навещали. Как-то я приехал к этой девочке, к ней пришли ее мама и сестры. У них большая семья. Я крестил девочку с ее сестрами в больнице», — рассказал Р. Заяц.
Отец Роман не из тех, кто ищет божественных чудес, но они на фронте действительно случаются.
«»Батюшка, мне твоя каска жизнь спасла!», — этими словами встретил меня в госпитале доброволец из «Пятнашки» с позывным «Гагра», в крещении Георгий. От попадания гранаты из РПГ, моя каска, переданная «Гагре» на штурм, развалилась пополам, с него сорвало бронежилет и вырвало из рук автомат…Гагра получил лишь ранение в руку, легкую контузию и опаленное взрывом лицо. Это было явное Чудо! И дело не во мне, и не в моих молитвах. Граната из РПГ стены кирпичные пробивает… Господь Бог Своей милостью спас воина Георгия с позывным «Гагра». Видимо есть у Него планы на этого человека, или на его детей», — рассказал пресвитер.
Врачующие душу
Священнику выбирать не дано, он обязан окормлять и наших защитников Родины, и военнопленных. В духовной брани, говорит отец Роман, как у врачей, борьба идет за каждого человека. Только медики врачуют тело, а батюшки – душу.
«Несколько раз был в колониях, где содержались украинские военнопленные. Контингент там достаточно разный. Есть военные преступники, по ним ведется следствие. Такие же люди, как мы, единственное, их в свое время наизнанку вывернули, выворачивали очень долго и упорно. Необъяснимые вещи происходят», — отметил он.
«Думаю, что придет отрезвление, придет осознание… По моему мнению, они находились в очень узком информационном поле, у них сильно изменено сознание. Такие же люди, как мы, но очень сильно обработанные психологами», — говорит о своих наблюдениях отец Роман.
«Каждое утро они молились Украине. Не Богу, не Божьей Матери, а Украине. У них год назад стали появляться «святая джавелина». Это кто? Мы же знаем, что это противотанковое орудие. В степень святости это возвести? Написали псевдоиконы, с ними ходили вокруг Киева. Потом вокруг Киева стаи ворон летали. Страшно, что у них происходит», — недоумевает священник.
Покаяние не отменяет наказание
Из числа исповедавшихся военнопленных отцу Роману запомнился мужчина, убивший девятерых мирных граждан.
«Он совершил преступление в районе Мариуполя. В ходе следственных мероприятий его спросили: зачем, почему? Он рассказал, что перед боем приходил медик, давал наркотики. Потом, когда они впадали в определенное психическое состояние, приезжал замполит и начинал проводить беседы на предмет, что «сейчас мы зайдем в поселок, мирные жители из поселка ушли, остались только русские. Русские, переодетые в платье, юбки. Заходим, всех убиваем». Вот они заходят, видят в доме движение, начинают с пулемета стрелять. Входят потом, видят, что убили стариков, женщин, детей. Никаких военных нет. Осознание содеянного преступления у военнопленного пришло, видно, что ему тяжело. Он исповедался. Ему будет легче жить с таким грузом. Но покаяние не отменяет наказание. И покаяние не может быть смягчающим фактором при вынесении приговора. Что бы это не было манипулятивным фактором. Покаяние нужно самому преступнику. И наказание, с точки зрения Православной веры, нужно самому преступнику. Лучше за свои злодеяния претерпеть здесь, чем на Страшном Суде», — говорит Батюшка.
«Вместе с тем, в тюрьме находятся люди, которые говорят о своих преступлениях, но по факту поступают, как Иуда, осознание есть, а покаяния нет», — поясняет отец Роман.
Иудеи в рядах нацистов
В ходе беседы интересуюсь у Батюшки, много ли среди украинских пленных представителей УПЦ.
«В полку «Азов» большинство не православные. Православный человек, совершивший преступление, бежит, подобно Каину, и прячется в первую очередь от Бога. А «азовцы» бегут куда? Бегут в язычество. Причем в «Азове» был даже идол, пленные рассказывали, что в их полку стояла статуя Перуна. Не знаю, какие там обряды совершались. Были и такие, которые поклонялись Одину (верховный бог в германо-скандинавской мифологии). Наносились татуировки: от скандинавских рун до портретов Гитлера, Бандеры. Для националистов Бандера был как «флаг». Это символ их противостояния с Россией. При этом многолетний», — говорит отец Роман.
Интересный факт рассказал собеседник «Вечерки». Когда прошлой зимой начались на Украине гонения на УПЦ, пленные уверяли, что не слышали об этом и быть того не может.
«Православные украинские солдаты выступают резко против притеснения Православной Церкви, но их нахождение на поле боя, развязывает руки сатанинскому богоборческому режиму. Это православные люди, с изуродованной нацистским режимом психикой. Им сказали, что они «защищают родину», убивая «захватчиков». Они заблуждаются в осознании реальности, но верят в Бога, любят Православную Церковь. Как Савл (будущий Святой Апостол Павел), убивая христиан, думал, что служит Богу», — отмечает собеседник «Вечерки».
А вот что не поддается объяснению, отмечает священнослужитель, так это то, что в одной связке с нацистами оказались иудеи, которые тоже служили в «Азове».
«Как уживались иудеи с нацистами под одной крышей, вообще не понятно. Видимо, они объединились под флагом ненависти к России», — с сожалением констатирует он.
России нужно возрождать духовный фронт
Помощь священника в боевых условиях жизненно необходима. Однако солдаты из разных подразделений сетовали «Вечерке» на то, что на линии фронта существует духовный вакуум, не хватает священников.
«Я думаю, здесь две причины. Во-первых: все-таки священнослужитель исполняет послушание на приходе у себя. Потому что нельзя оставить приход и уехать на войну. Во-вторых: может быть, не до конца есть понимание, что происходит. Мне пишут иногда батюшки, что, мол, вот нам нужно быть больше за мир. Такие пацифисты. Я отвечаю: приезжайте в Донецк, поговорим. Я ему на расстоянии не объясню, в какой здесь ситуации живут люди. Поэтому не надо говорить о мире, когда тебя обстреливают, или о каком-то всеобщем глобальном прощении, когда враг убивает твоих детей, и просить прощения не собирается. Можно запрощаться, но от этого обстрелы не прекратятся. Нужно их прекратить. Жестко и решительно. Во время боевых действий, в приоритете находится жизнь ваших родных и близких, а так же ваша жизнь, потому что вы нужны своей стране. Как говорил наш Верховный Главнокомандующий, «прощать террористов — это прерогатива Бога. Наша задача — организовать их встречу!» Выбор у наших врагов простой — сдаться или умереть», — отметил отец Роман.
«Новости не передают всего происходящего. Только приехав сюда, я все через кожу впитал, я это все увидел. Мое сознание перевернулось, когда 13 июня 2022 года обстреляли Майский рынок в Донецке, погибли две женщины и ребенок 12 лет. Он сжимал в руках машинку, которую ему на день рождения купила мама. Тогда мы с бойцами «Пятнашки» приехали на рынок, эвакуировали раненых, я сам какого-то дедушку вывел с легким ранением к машине скорой помощи. Тогда сознание перевернулось», — говорит батюшка.
«После, был обстрел птицефабрики в Шахтерске, откуда мы с «Пятнашкой» эвакуировали раненых сотрудников, и попавших под повторный обстрел волонтеров из «Молодой Республики» 10 июля, а 11 июля доставали тела погибших из-под завалов. 13 разорванных в клочья мирных жителей, включая маленьких детей, были на площади Бакинских Комиссаров 19 сентября. Мы там с одним священником служили панихиду по невинно убиенным…Был изрешеченный осколками автобус на Крытом рынке, все пассажиры которого погибли. На рынке были погибшие люди, горящие павильоны… Я все это видел своими глазами… Этого никогда не забыть…», — отмечает отец Роман.
Капелланы на фронте
По его мнению, нехватку батюшек можно было бы восполнить за счет института капелланов – это военнослужащие, которые выполняю некоторые функции священников. Капеллан может совершить крещение мирским чином, или отпевание, может быть кахитизатором и наставником в вопросах веры, читать утренние и вечерние молитвы.
«Капеллан должен быть для них авторитетом, которого они уважают, который может поднять бойцов на штурм», — сказал отец Роман.
В завершении встречи «Вечерка» поинтересовалась у отца Романа, не ведет ли он дневник полкового священника, подобно военному священнику протоиерею Митрофану Серебрянскому.
«Делаю заметки на своей странице ВКонтакте, в телеграм канале «Позывной Батюшка». Оценки рано давать. Должно пройти какое-то время. Мы сейчас стоим вплотную к этой истории, которая творится, и осознать весь ее масштаб мы пока не можем», — отмечает иерей Роман Заяц.
Виктория ЛЕВ, газета «Донецк вечерний»
Фото автора и из архива отца Романа