Премьера в Донбасс Опере: как рыцарь стал оперным певцом

В «Донбасс Опере» состоялась долгожданная премьера спектакля «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» Джузеппе Верди. Постановка оказалась не совсем обычной. Увиденное и услышанное одновременно порадовало, удивило и шокировало в хорошем смысле этого слова. Нашлись даже зрители, не принявшие того, что происходило в этот вечер на сцене. Но обо всем по порядку.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ

Российский режиссер-постановщик, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Александр Лебедев новатором себя не считает и обычно старается ставить оперы в традиционном стиле. По большому счету, от своего творческого кредо Александр Юрьевич не отошел и на этот раз. Просто решил сделать происходящее на сцене более близким и понятным, поэтому перенес действие из XVII века (действие комедии Шекспира «Виндзорские насмешницы», на основе которой создано либретто оперы Верди, происходит в 1602 году) в середину XX, если судить по костюмам. А если ориентироваться на декорации, частью которых стали портреты престарелой английской королевы и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, то и в наши годы. Но это не важно. Ведь музыка Верди от этого не пострадала. А драматургическая трактовка доказывает, что творчество Шекспира всегда современно и интересно. Возможно, что одетые в костюмы середины XX века солисты в новой постановке «Донбасс Оперы» и насыщенное динамизмом действие докажут нашему юному поколению, что опера была и остается королевой музыкальных искусств.

СТРАСТИ НА ФОНЕ ШОПИНГА

Премьера «Любовных похождений сэра Джона Фальстафа» стала символом культурной жизни минувших выходных. В субботу и воскресенье пели два состава исполнителей. Ни один из них нельзя назвать первым или вторым. Ведь по своему творческому уровню они абсолютно равнозначны. Поэтому зрители, покупая билеты, выбирали день, когда могут услышать своих любимых солистов.

Мне удалось побывать на спектакле в субботу, 14 ноября. Первый премьерный спектакль достался лауреату международного конкурса Артему Ярошевичу. Согласно концепции постановки, его Джон Фальстаф не рыцарь, а старый оперный певец, пропивший свое состояние и обитающий в подвале театра рядом с костюмами и декорациями. Конечно, вжиться в образ солисту помог характерный пластический грим, но главенствующим был талант. И не только вокальный. Сложнейшая партитура оперы покорилась Ярошевичу полностью. И образ получился, хоть и с изрядной долей гротеска, но очень живой и колоритный.

Партию банкира Форда исполнил лауреат международного конкурса Владислав Лысак. Роль ревнивого мужа удалась ему на славу. А выглядел солист одинаково хорошо и в современном костюме, и в маскарадном наряде во второй картине третьего акта.

Несмотря на то что опера названа в честь старого соблазнителя Фальстафа, главными, как и в литературном оригинале, остались не мужские, а женские роли. Каждая дама в сюжете – личность. Каждая имеет свой неповторимый характер, темперамент и внутренний стержень, четко знает, чего хочет от жизни. Квартет, составленный из Светланы Малеевой (Аличе Форд), заслуженной артистки Украины Фатимы Касьяненко (Нанетта Форд), лауреата международных конкурсов Оксаны Носатовой (Мэг Пейдж) и лауреата международного конкурса Дарьи Терещенко (миссис Квикли) действовал слаженно, четко, продуманно. Слаженными были дуэты и ансамбли, которыми так насыщена партитура оперы. Четко были сыграны роли женщин, решивших выставить на посмешище старого сластолюбца, посягнувшего на их честь. Продуманными, как и интриги героинь, были комедийные образы солисток. Браво!

ЭТО НЕ ШЕКСПИР И НЕ ВЕРДИ?

Задуматься над этим вопросом меня заставила гневная фраза одной из постоянных зрительниц театра: «Вам такое понравилось? Это не Шекспир! Это не Верди!». Насчет Верди я точно не соглашусь. В партитуру при постановке не было внесено не единой коррективы. Звучал Верди. Звучал в исполнении сильных солистов. Звучал прекрасно.

А насчет Шекспира можно и поспорить. Да, происходящее на сцене вырвано из Шекспировской эпохи. Но это не первый и не последний раз, когда творения мирового классика осовремениваются. Как показывает театральный опыт, больше всего достается «Гамлету». И далеко не всегда опыты над драматургией Шекспира держатся в рамках этических и эстетических норм. В случае с «Любовными похождениями сэра Джона Фальстафа» все они были соблюдены. Излишне смелой может показаться лишь сцена, где Фальстаф пытается соблазнить Аличе. А в остальном к спектаклю не придерешься. Даже если кто-то скажет, что разочарован костюмами, то можно ответить, что оперу ходят слушать.

Насколько удачным вышел эксперимент с переносом действия в современность, покажет время. Если зрителям это придется по душе, то они долго будут выстраиваться в очередь за билетами, чтобы от души посмеяться над самоуверенностью и глупостью сэра Джона Фальстафа. Надеюсь, что так и будет. Ведь спектакль достоин внимания любителей оперы.

По материалам МДТ им. М. М. Бровуна

Exit mobile version