Рейс МН17: десять лет трагедии

Вечером 17 июля 2014 года весь мир облетела жуткая новость о том, что малайзийский Боинг-777 с бортовым номером 9M-MRD, выполнявший рейс MH-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в зоне конфликта в Донбассе возле села Грабово Шахтерского района ДНР.

Кто-то из великих однажды сказал, что к случайности с политическими последствиями необходимо присмотреться. Тем более, что история инцидента содержит в себе массу вопросов, на которые до сих пор нет ответа, а также некоторое количество исторических параллелей.

Б777 на месте крушения

По законам детективного жанра

Большое село Грабово расположено в живописной долине Миуса, точнее – на берегу созданного для построенной по плану ГОЭЛРО и выработавшей свой ресурс еще в советское время Штеровской ГРЭС резервного Грабовского водохранилища. На противоположном берегу Миуса начинается Луганская Народная Республика. Свое название получило от соседней ныне заповедной Грабовой балки – реликтового лесного массива, в котором произрастает характерный для более южных мест граб.

Эти места никак не должны были лежать на пути рейса МН17: его ортодрома (навигационный термин, обозначающий кратчайшую линию между двумя точками на сфере), по которой прокладывают направление движения самолета, проходит юго-западнее – над востоком Херсонщины, Азовским морем и Краснодарским краем. От ортодромы без нужды стараются не отклоняться: любые изменения конфигурации маршрута ведут к перерасходу топлива.

Однако в наши дни пилоты не могут сами себе назначить курс и высотный эшелон: в момент крушения лайнер вел Днепропетровский центр «Украэроруха», чей диспетчер и приказал командиру самолета изменить курс и снизить высоту полета. Но подробности мы уже никогда не узнаем: все непосредственно причастные к проводке борта с номером 9M-MRD над Донбассом в лучших традициях детективного жанра вскоре после катастрофы убыли в неизвестном направлении и перестали выходить на связь.

За несколько месяцев до инцидента, а именно 8 марта 2014 года бесследно исчез самолет той же самой модели и той же самой авиакомпании, летевший рейсом MH370 из Куала-Лумпура в Пекин. Что случилось тогда с бортом 9M-MRO, установить так и не удалось. Только обнаруженное со спутника масляное пятно на поверхности воды позволило определить вероятный район падения лайнера, который, кстати, находился в стороне от основной линии маршрута. Отсутствие вынесенных на берег останков людей и всевозможных артефактов вызывает массу вопросов.

Интересно не только то, что номер рейса МН17 совпадал с порядковым номером дня месяца, но также и то, что катастрофа произошла аккурат в день конституции Южной Кореи. А ведь известно, что крушение в ночь на 1 сентября 1983 года южнокорейского Боинга-747 послужило отправной точкой к новому витку «холодной войны».

Наша совесть чиста

Уже тогда стало понятно, что самолет был целенаправленно уничтожен. Самопроизвольное разрушение в воздухе серийно выпускаемой в наши дни авиационной техники – практически нереальное событие, ибо перед запуском в коммерческое производство модель проходит массу испытаний и сертификаций. Во время же катастроф, вызванных отказом бортового оборудования или сваливанием в «штопор», машина остается целой до момента касания земной поверхности.

Украина сразу же обвинила в случившемся ополчение ДНР, на что из Донецка последовали вполне резонные аргументы о том, что соответствующих технических средств оно не имеет, а вот у ВСУ есть зенитные комплексы, способные поражать скоростную высоколетящую цель. Да и та же затрофеенная ополчением пусковая установка ЗРК «Бук» может работать в автономном режиме без поддержки входящей в состав комплекса радиолокационной станции лишь против тихоходных и низколетящих целей. То есть для самообороны от авиаудара на марше и при развертывании в боевые порядки. Против же такой скоростной и высоколетящей цели, как лайнер, сама по себе она бессильна.

И еще один момент. Совершивший преступление всегда будет пытаться завести следствие на ложный путь. К нашей чести руководство ДНР в те дни проявило максимальную открытость и активно сотрудничало с международными организациями, проводившими расследование. Так что наша совесть чиста.

Следы ведут за океан

За несколько лет до нынешней войны на одной из научных конференций автору этих строк довелось познакомиться со специалистом по геоинформационным системам из подмосковного наукограда Протвино. Спустя некоторое время после крушения рейса МН17 я получил от него интересное письмо, в котором сообщалось, что за несколько часов до инцидента американские спутники дистанционного зондирования Земли, принадлежащие компании «DigitalGlobe», проявляли в небе над Донбассом очень странную активность. Впрочем, к владельцу этих космических аппаратов мы еще вернемся, а пока познакомимся с весьма интересной хроникой…

С 11 по 15 июля 2014 года устройствами сверхвысокого разрешения (детали менее одного метра, далее речь будет идти только об использовании именно этого оборудования), размещенными на спутниках компании «DigitalGlobe», проводились съемки самых разных и достаточно небольших по площади районов Донбасса. Но вот 16 июля 2014 года аппараты этой компании вели на стыке ДНР и ЛНР детальную сплошную полосовую съемку квадрата со стороной 100 километров с центром ровно посередине между подконтрольными ополчению двух Республик городами Торез и Красный Луч, это примерно в полутора десятках километров к юго-востоку от села Грабово.

Отметим, что космическая съемка земной поверхности – достаточно дорогая услуга, и на тот момент рыночная стоимость одного квадратного километра с отображением деталей размером менее одного метра начиналась от 20 долларов США. Иными словами, просто так владелец спутника тратить его ресурс на подобные работы без наличия твердого заказа однозначно не станет.

Компания «DigitalGlobe» – абсолютный монополист в области спутниковой съемки земной поверхности высокого и сверхвысокого классов разрешения в США. Основным рыночным покупателем ее услуг значится компания «Google»: все изображения Земли, используемые ее сервисами, отсняты бортовыми устройствами спутников этого самого монополиста. Главными же внерыночными покупателями снимков фирмы «DigitalGlobe» являются NASA, Пентагон, ЦРУ и Национальное агентство геопространственной разведки США.

Подготовил Александр ДМИТРИЕВСКИЙ, газета «Донецк вечерний». Фото из архива автора

Exit mobile version