«Семья стоит того, чтобы за нее бороться!»

29 июля отмечается весьма грустная, но актуальная дата – Всемирный день разводов. К сожалению, количество разводов в России с каждым годом бьет рекорды. Причин тому масса – от элементарного разногласия в бытовых вопросах до ревности, измен и пагубных привычек.

Мы задались вопросом: «В каких случаях реально избежать распада семьи и сохранить брак, а в каких – остается только отступить?». Попытаться разобраться с этой проблемой нам помог председатель информационно-просветительского отдела Донецкой епархии, протоиерей Сергий Бувайлик.

Роль родительского благословения

-Отец Сергий, по вашим наблюдениям, почему супруги все чаще решаются на развод? В чем кроется главная причина этой беды?

-Увы, обстоятельства складываются по-разному. Бывают случаи отпадения одного из супругов от веры, алкоголизм, наркомания или даже рукоприкладство, составляющее угрозу для жизни. Тем не менее следует помнить слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Современная практика разводов, длящаяся практически сотню лет, это воистину катастрофа, регулярно происходящая с нашим обществом. Причин тому масса. Но главная – разрушение семьи на фундаментальном ее уровне в виде послушания Богу.

Пятая заповедь говорит о почитании родителей. «Благо тебе будет и долголетен будешь на земле» – такое следствие обещает Господь детям за благоговейное отношение к своим родителям. Их роль, мнение и слово, их опыт и навык необычайно важны для будущих супругов.

Именно потому наши благочестивые предки прежде всего брали благословение у родителей перед свадьбой: совершалось сватовство, знакомство между семьями молодых, что и являлось определяющим в вопросе того, состоится брак или нет. Не стоит забывать и об остальных девяти заповедях! Весь Закон Божий обязателен для соблюдения как отдельно взятым человеком, так и всей семьей. Невероятно радостно видеть в храме родителей и их детей, которые вместе молятся Богу.

Все покрывающая любовь

-Можно ли просить у Господа спасения жене или мужу, например, если кто-то из них пьянствует или имеет игровую зависимость? При каких условиях это действительно принесет результат?

-Святой апостол Павел однажды написал, рассуждая на семейную тематику в своем послании к христианам из Коринфа, такие слова: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». К этим словам можно добавить следующие слова из этого же послания: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Если, к примеру, любящий супруг сталкивается со сложностями в семейных отношениях, то, прислушиваясь к Священному Писанию, станет покрывать эти сложности любовью. С любовью будет молиться о своей жене, с одной стороны ходатайствуя перед Богом об ее исправлении, с другой стороны – активно предпринимая попытки повлиять на ситуацию действенными способами, добрым словом и, снова-таки, все покрывающей любовью. Супругам действительно надо друг за друга бороться. Семья стоит того, чтобы ради нее бороться и стараться всеми силами, всей душой, всем своим естеством.

Одна рана на двоих…

-Как относиться к изменам второй половинки? В каких случаях можно простить и сохранить семью?

-Измена – жуткая катастрофа. Само это слово вызывает чувство подавленности. По своей сути это нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй». То есть грех, один из самых тяжких. Понимание данного вопроса приходит с давним святоотеческим определением термина «грех», которое достаточно лаконично выразил профессор Московской духовной академии Алексей Осипов: «Грех – это рана, наносимая самому себе».

Если вспомнить слова о природе семьи, описанные как в Ветхом, так и в Новом Завете, то все станет на свои места: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Муж и жена – одно целое, между ними нет степеней родства. Потому если один из супругов совершил грех прелюбодеяния, он нанес глубочайшую рану не только себе, но и своей второй половинке. Уврачуется ли эта рана? Будет ли место покаянию, прощению, примирению? К сожалению, сложно ответить на эти вопросы однозначно. Бывают случаи, когда мужу и жене удается пережить такую семейную катастрофу и жить дальше. Но чаще семья не переживает потрясения.

-Значит, измена, по мнению Церкви, может стать поводом для развода?

-Как уже было сказано выше, согласно Священному Писанию: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Много других слов есть об этом, которые по своей сути вторят вышеуказанным. Потому, как говорится, по умолчанию развод Святой Церковью, конечно, не поощряется. Однако, как вы правильно озвучили в вопросе, условий для развода нет, есть лишь повод. Супружеская измена является не более чем поводом. Окончательное решение принимают исключительно супруги и никто, кроме них.

Надо беречь себя от греха, слушаться Бога, иначе последствия для человека и его семьи будут разрушительными.

Понятие повторного брака

-А что вы можете сказать о втором, третьем браках, когда это допустимо?

-Понятие «благословение второбрачных» в Церкви существует, учитывая различные обстоятельства человеческой жизни. Но второй брак является скорее исключением.

Часто в наше время слышим такой вопрос: «Можно ли развенчаться, получить церковный развод?» По определению, развода в Церкви быть не может. Семья или есть, или ее нет. Отыграть венчание назад невозможно. Однако имеется такое определение «повторный брак». Если, к примеру, бывшая супруга имеет желание повторно выйти замуж и повенчаться, то такое венчание благословляется исключительно Епархиальным архиереем при условии, когда развод случился не по вине этой самой супруги.

Задумайтесь о детях!

-Отец Сергий, говорят, что человек может сталкиваться с трудностями при создании семьи, поскольку якобы отвечает за грехи своих родителей. Например, если мать блудила или делала аборты, то дочь не может найти хорошего мужа или сама родить детей. Взаимосвязано ли это на самом деле?

-Ответственность за грех – дело личного характера. Каждый человек отвечает перед Богом только за себя. Другое дело – последствия греха. Увы, они могут быть весьма далеко идущими. Ярчайшим примером является грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Нарушение ими единственной заповеди о невкушении от древа познания добра и зла, многократное самооправдание, перекладывание ответственности друг на друга и даже на Бога привели к тому, что первые люди столкнулись с этим самым познанием. На своем личном опыте они узнали, что такое зло – быть отдаленным от Бога, быть в состоянии удаления от добра. С грехом в их жизнь вошли такие феномены, как болезни, старение, смерть и личная склонность к греховности. Как видим, последствия отобразились на всех их потомках.

На основании вышеприведенного примера можно сделать вывод, что грехи родителей могут иметь последствия на их детях. Начиная с дурного примера, заканчивая предрасположенностью к конкретным видам греха. Потому-то надо всегда помнить, что дети в семье – это особая и чрезвычайно серьезная ответственность и перед Богом, и перед обществом.

Екатерина ДУДНИК, газета «Донецк вечерний»

 

Exit mobile version