Симфонический оркестр им. Прокофьева: становление и развитие

На сцене Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Соловьяненко вечером 18 октября состоялся юбилейный концерт «Классика. Кино. Рок» академического симфонического оркестра им. Прокофьева Донецкой государственной
академической филармонии. Давайте обратимся к истории и вспомним, как же всё начиналось.

История Академического симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева началась
85 лет назад. Тогда и город наш носил совсем другое имя, и страна называлась иначе. Память о тех далеких днях хранится на редких, чудом уцелевших снимках, и в хрониках немногочисленных
газетных архивов.

Как нам рассказали в филармонии, история, к сожалению, не сохранила фамилии музыкантов, входивших в самый первый состав коллектива. Известно только, что идею создать в Донбассе Симфонический оркестр продвинул молодой дирижер Натан Рахлин. Именно он возглавил коллектив в 1935 году, когда юный симфонический оркестр прикрепили к областной филармонии. А самые первые выступления коллектива, который организовался в 1933 году и вначале назывался симфоническим оркестром областного радиокомитета города Сталино, проходили с 1934 года под руководством дирижера Александра Игнатьевича Климова.

Получив прописку в Донецкой областной филармонии, оркестр стал постоянным участником домашних и выездных филармонических концертов. На летних площадках городских парков в теплое время года выступления оркестра были обычной практикой. Репертуар коллектива составляли произведения мировой и русской симфонической классики.

К большому сожалению, информация о довоенном периоде оркестра почти не сохранилась,
поскольку все архивы филармонии погибли во время Великой Отечественной войны. Тогда здание филармонии подверглось серьезным разрушениям. Редкие газетные заметки, несколько фотографий из частных архивов и воспоминания старожилов – вот и все, что может хоть что-то рассказать о начале творческого пути славного музыкального коллектива.

Но и эти отрывочные сведения раскрывают увлекательные факты. Так, именно изгазетных заметок узнаем о том, что после Натана Григорьевича Рахлина донецким оркестром стал руководить дирижер Г. Р. Ступпель. Его фамилию упоминает в одном из интервью выдающийся музыкант, виолончелист Мстислав Ростропович, рассказывая о том, как в 13-летнем возрасте
выступил с Донецким симфоническим оркестром на Славкурорте, где оркестр давал гастрольные
концерты. Кстати, именно это самое первое выступление с оркестром Мстислав Ростропович считает отправной точкой своей музыкальной карьеры.

Из-за Великой Отечественной войны в истории Академического симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева наступил печальный перерыв, продлившийся до 1948 года – до момента, когда началось восстановление здания и самого учреждения филармонии. Стоит сказать, что во время войны многие артисты из не ушедших на фронт с оружием присоединились к концертной бригаде Генриха Эдельштейна. Этот творческий коллектив за годы войны объездил с концертами несколько фронтов. Когда в 1949 году филармония снова была готова принимать зрителей, симфонический оркестр тоже стал в строй.

Не обошлось без утрат. Не все музыканты вернулись из фронтовых походов живыми. Но Генрих Эдельштейн снова занял место концертмейстера. Первыми дирижерами обновленного оркестра стали Борис Исаевич Векслер и Иван Иванович Полубояров. А чуть позже появился у оркестра
и новый главный дирижер – Соломон (Самуил) Семенович Фельдман.

С этого момента начался творческий взлет симфонического оркестра Донецкой филармонии. В 50-е годы оркестр активно набирал силу, нарабатывал репертуар.

Яркие страницы истории Академического симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева в 50-е:

Очень быстро коллектив Донецкого оркестра стал творческим авангардом Донбасса.

По материалам газеты Донецк вечерний

Exit mobile version