«Спасти Ленинград»: ответ «Титанику»?

Кинофильм «Спасти Ленинград» основан на реальных событиях. Премьерный показ ленты состоялся в России 27 января 2019 года и был приурочен к годовщине снятия блокады Ленинграда. Жители Донецка получили возможность увидеть картину 7 февраля в Доме кино им. Шевченко.

Шторм на Ладоге

Что может быть страшнее войны? Она калечит судьбы, отнимает жизни, ранит души… Жить в войне страшно, а ожидать ее со дня на день, как приговора, еще страшнее. События фильма «Спасти Ленинград» разворачиваются в сентябре 1941 года, когда призрачный шанс на спасение Северной столицы уже был упущен. Наши войска терпели сокрушительные поражения на Невском пятачке, и всем было ясно, что блокады города не миновать. Предпринимались последние, самые отчаянные попытки эвакуировать граждан и личный состав войск на территорию Большой земли, подконтрольную советским войскам. Для этого оставался лишь один путь – Ладожское озеро.

Вот вкратце сюжет. Настя – дочь ученого, осужденного за измену Родине, – и курсант артиллерийских войск Костя – сын генерала – решают покинуть родной Ленинград и попытаться спастись на барже 752, которая предназначена для пере- возки скота через Ладогу. Военное командование, которое возглавляет отец главного героя, отдает приказ о погрузке на баржу около полутора тысяч человек, несмотря на то что судно находится в критическом состоянии и может затонуть в любой момент. Обстановка усложняется тем, что озеро беспрестанно бомбит вражеская авиация. И все-таки решено, что под покровом ночи баржа пройдет по озеру. Но как будто сама природа решила помешать спасительной операции: поднялся сильнейший шторм в 9 баллов. Судно стало тонуть. Полторы тысячи человек вынуждены из последних сил бороться за жизнь. Наутро, когда шторм стих, немецкие самолеты уничтожили баржу, и лишь два буксира смогли прийти на помощь выжившим и спасти их.

Линейный разбор

В фильме просматриваются три линии: любовная, линия взаимоотношений главных героев с отрицательным персонажем – капитаном НКВД Вадимом Петручиком и линия борьбы советских войск с фашистами на Невском пятачке.

Последняя прорисована наиболее полно и красочно. Бои отражены весьма реалистично. Авторам фильма удалось передать неподдельный трагизм ситуации, которая заставляет зрителя сопереживать происходящему на экране. Также необходимо отметить, что в данном отрезке фильма режиссеры и монтажеры постарались на славу – технически сцены отсняты на высоком уровне, и в этом «Спасти Ленинград» не уступает иностранным кинокартинам.

А вот две другие линии проведены не столь удачно. Антигерой-энкавэдэшник (Гела Месхи) вышел уж слишком клишированным – неуравновешенный психопат, который то и дело без весомых причин набрасывается на главных героев. Финал фильма, где этот монстр ни с того ни с сего «подружился» со своими недавними жертвами, выглядит нелогичным. Утеряна причинно-следственная связь. Конечно, можно предположить, что сцены, объясняющие такое стечение обстоятельств, были просто вырезаны из финального варианта кинокартины по причине регламента прокатного времени или из-за недостаточного бюджета. Впрочем, Месхи сыграл свою роль очень неплохо, необходимо отдать ему должное. Недостатки сценария не его вина.

Любовная линия, признаться, также неоднозначна. Взаимоотношения Насти и Кости выглядят наигранными, искусственными… Фильм полон перекличек со знаменитым «Титаником». Это и пожилая женщина, рассказывающая историю в начале фильма, и скрипачи на барже, и курсанты, непонятно зачем запертые за решеткой в трюме в тот момент, когда судно начинает тонуть. Хоть фильм и анонсировался как отечественный ответ «Титанику», но вряд ли такой ответ можно считать достойным. Больше походит на пародию.
Отдельно отметим дух антисоветчины, который ощущается в этой картине. Отец главной героини, доктор биологических наук, был осужден за измену Родине и сослан в лагеря. Через несколько лет, получив амнистию, он возвращается в родной Ленинград и заходит домой на несколько минут, чтобы попрощаться с женой и дочкой. После этого он по приказу отправляется на Невский пятачок в самый разгар боев. Хоть в фильме и не утверждается, что герой пострадал невинно, но у зрителя явно хотят сформировать впечатление, что в советские времена с интеллигенцией обращались несправедливо.
В целом фильм получился очень неоднозначным. Я ожидала картины, передающей трагизм тех грозных лет, но ожидаемого не увидела. С другой стороны, в фильме все же есть драматичные сцены, трогающие за душу… Более детальная проработка характеров и заполнение логических пробелов помогли бы картине занять достойное место на полке отечественного кино.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Соответствие сценария фильма реальным событиям тоже вызывает вопросы. В конце у зрителя создается впечатление, что с баржи спаслась большая часть людей. На самом деле все было гораздо хуже. Чтобы в этом убедиться, предлагаем вам ознакомиться с исторической справкой.

Анастасия Лебедь, газета «Донецкое время»

Exit mobile version