В Донецком Республиканском академическом театре кукол прошел предпремьерный показ музыкального спектакляфеерии «Спящая красавица».
Предпремьерный показ – это последняя возможность для артистов и создателей спектакля довести представление до совершенства, учесть все нюансы, оценить реакцию зрителей. На предпремьерный показ в Донецкий театр кукол, помимо работников культуры и журналистов, были приглашены юные зрители из прифронтовых районов Республики.
Забегая вперед, хочется отметить, что представление удалось. Ребята, затаив дыхание, следили за событиями на сцене, сопереживали с героями, радовались победе добра над злом.
Режиссером-постановщиком спектакля стал Борис Чернышев – режиссер Московского театра кукол, теней и актера «Отражение». Он не впервые работает с артистами Донецкого театра кукол. В прошлом году он уже поставил на донецкой сцене спектакль «Калинка-малинка», который получил отличные отзывы как профессионалов, так и зрителей. Теперь – «Спящая красавица». .
— Борис Львович, как вы оцениваете реакцию публики? Спектакль удался?
— Я считаю, что работа выполнена на 99,99%, спектакль начинает жить тогда, когда приходит зритель. Когда в зале сидят профессиональные артисты, профессиональная публика, они оценивают представление со своей точки зрения. А вот когда целенаправленно приходит зритель, который оставил все свои дела ради спектакля, купил билет – это настоящая оценка проделанной работы.
— На что вы сегодня обращали особое внимание? Все-таки это первый показ.
— Для меня было очень важно ощущение звука спектакля. Что будет в ключевые моменты – шуршание бумажками или гробовая тишина? И вот эта тишина во время ключевых моментов для меня много значила. Зритель сопереживал. Значит, вот эти тряпочки, деревяшки, папье-маше сложились в единый образ, ради которого зритель и приходит в театр кукол.
— Как вы считаете, дети из прифронтовых районов — это какая-то особенная публика?
Когда мы ставили год назад «Калинку-малинку», я пробовал найти разницу между детской публикой из проблемных районов и детьми, которые пришли по билетам. Этой разницы нет: дети открыты. Главное, чтобы взрослые им не мешали дальше открываться. Дети всегда открыты чуду, всегда хотят увидеть что-то новое. Для нас было очень важно найти грань между ощущением праздника и сопереживанием. —
-И, как вы считаете, было сопереживание?
— Да, мы слышали и тишину, и овации. И именно в те моменты, как это и было задумано. Это значит, мы добились того, чего хотели. Эти моменты нас очень волновали. Как публика воспримет именно такой подход к материалу. И, похоже, мы попали в цель.
— Мы познакомились с Донецким театром кукол в Москве на театральном фестивале и на закрытии фестиваля показали двадцатиминутный фрагмент нашего спектакля «Калинка-малинка». Артисты этим вдохновились, им понравилось, они вернулись в Донецк, поделились впечатлениями, и родилась мысль сделать тут такой же спектакль. Через год я приехал сюда с постановкой «Калинки-малинки». Спектакль прозвучал, получил хорошие отзывы, а на премьере я получил приглашение от главного режиссера театра Анатолия Петровича Поляка приехать сюда еще раз. И вот через год я предложил несколько пьес на выбор. Руководство театра выбрало «Спящую красавицу». И я начал писать пьесу. В нашем театре «Отражение» шел этот спектакль. Но он был совершенно иным. Здесь я создал другую атмосферу, другие отношения, и получилось то, что получилось.
— Да, зрелище получилось впечатляющее, артисты, куклы, компьютерная графика…
— Компьютерной графики не было. Эта компьютерная графика была изобретена 2000 лет назад в Китае. Это театр теней. Это тоже куклы. И сейчас прозвучал большой комплимент – значит, актеры все сделали чисто. В Донецком театре никогда не было такой технологии. Были эпизодичные проекционные тени, а я предложил профессиональный подход к этому делу. В мастерской не знали, как это сделать. Я взял своих кукол, снял фильм, как это все собирается, какие есть профессиональные секреты, как организовать специальную подсветку. Когда артисты впервые взяли в руки эти куклы – они не знали, как с ними работать. Здесь следует работать в плоскости, скользя по экрану, пользоваться специальной подсветкой сверху, через фильтр. Но постепенно все стало получаться.
— Где создавались куклы?
— Все куклы делались в мастерских Донецкого театра кукол. Процесс мы начали еще в апреле. Была прислана пьеса с моими пожеланиями художнику, композитору – что я хочу, каким я вижу спектакль. Началась работа. Мне присылали эскизы, мы их обсуждали, переделывали. Мне присылали гитарные проигрыши. Утвердил эскизы – начали делать кукол. Утвердил гитарные проигрыши – стали делать аранжировку. И все постепенно начало складываться. Но работа по усовершенствованию шла до последнего момента. Даже в день перед премьерой в мастерских переделывались детали – тут нужно тросточку покороче, а тут подлиннее. Все две недели, что мы репетировали, шла работа по совершенствованию деталей. А две недели – это очень короткие сроки. Артисты мобилизовали все свои усилия, мы репетировали с десяти утра до семи вечера, и результат вышел великолепным.
— Традиционно считается, что кукольный спектакль — для детей, но здесь все действительно сделано по-взрослому…
— Когда мы начали репетировать, сели за стол. В первые минуты нашей работы я сказал: «Забудьте, что вы служите в театре кукол и играете для детей. Играйте для взрослых. Убирайте кукольные голоса и играйте бытовую драму с элементами фэнтези. Если спектакль зацепит взрослых, он будет иметь успех и у детей. Если мы будем ориентироваться только на детей, мы все провалим».
— Есть в планах продолжение сотрудничества с Донецким театром кукол?
— Безусловно, но деталей я пока разглашать не буду. Пусть для донецкого зрителя это станет сюрпризом.
Дмитрий ЖУДИНОВ, газета «Макеевский рабочий»