Визитной карточкой Донбасса являются не только терриконы угольных шахт, но и древние курганы, которых в наших степях очень много. Благодаря им ученые узнали много интересного о древнем и средневековом населении Донецкого края. О тайнах и мистике донецких курганов мы попросили рассказать руководителя археологической группы Донецкого национального университета, старшего научного сотрудника Александра Евглевского, который многие годы специализировался на их раскопках.
– Александр Викторович, сколько примерно курганов выявлено в Донецком крае?
– На сегодняшний день научно зарегистрировано около 8 тысяч курганов, в том числе и уже исследованных археологами. Но есть еще малоисследованные районы нашего края, где нет их полного учета, а также курганы, которые, к сожалению, навсегда останутся вне поля зрения археологов, поскольку оказались под современными застройками или полностью распаханы. А еще многие из них из-за совсем небольшой высоты были развеяны ветрами и размыты дождями.
– Почему в нашем крае так много курганов?
– В географическом плане наш край представляет собой наиболее узкий участок восточноевропейской степи, ограниченный с севера Северским Донцом, а с юга Азовским морем, то есть это был своеобразный степной коридор, через который с Востока многократно накатывались волны кочевников. Потому здесь и такая большая плотность курганов.
– Когда на нашей территории появились первые курганы? Какие народы их оставили?
– Первые курганы появились в IV тысячелетии до н. э. – в эпоху энеолита (медно-каменного века). А их сооружение продолжалось до XIV века н. э.
Начало этого явления учеными связывается с распространением носителей индоевропейских языков, наиболее известными из которых были скифы. Курганы также воздвигали скандинавы, славяне и многие другие народы. Но заключительный этап их сооружения связан с тюркоязычными средневековыми кочевыми племенами.
В разные периоды у разных народов курганы являлись и просто могилами, и ритуальными сооружениями, и сакральными границами между миром живых и мертвых, и пограничными ориентирами между землями, и маркерами своей территории, и наблюдательными пунктами для контроля над местностью и т. п.
– Что вашей экспедиции доводилось находить во время раскопок курганов?
– В кургане, раскопанном недалеко от города Снежное, наша экспедиция обнаружила в тайнике золотой предмет, напоминающий по форме шлем, функциональное назначение которого и смысл композиции на нем из шести скифских воинов до сих пор вызывают дискуссии у специалистов. Возможно, это было навершие головного убора знатного скифа.
Не менее выразительный курган был исследован у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района, где мы раскопали погребение знатной молодой женщины, вероятно, сарматской жрицы I-II вв. н. э., в котором обнаружили большой набор золотых, серебряных и бронзовых украшений, а также культовых изделий.
Кстати, регион, охватывающий Снежное, Шахтерский район и прилегающие к ним с юго-востока участки степи, являлся для нашей экспедиции в течение многих лет своеобразным Клондайком – там было исследовано наибольшее количество курганов в нашем крае, подаривших потрясающие находки.
– Народные легенды повествуют о сокровищах, кладах, сундуках с золотыми монетами и украшениями, зарытыми в курганах. Как бы вы могли это прокомментировать?
– Когда в XVII–XVIII веках наш край активно заселялся славянскими переселенцами, а его территория контролировалась запорожскими казаками, стали возникать различные мифы о зарытых разбойниками в курганах кладах с сокровищами. Так, ходили слухи, что курган, находившийся на территории нынешнего Мариуполя, некогда служил разбойничьим притоном и что в нем спрятаны несметные богатства.
Согласно народным легендам, при зарытии кладов с сокровищами существовала традиция их заклятия, то есть якобы проводился ряд магических ритуалов, делающих их недоступными для посторонних. Для этих целей часто использовали животных, которые в результате ритуала становились своеобразными охранниками сокровищ. Но если клад был особенно ценен и велик, то, по легендам, во время его заклятия убивали человека или даже замуровывали его живьем.
Такую будоражащую кровь легенду записал донецкий этнограф. Согласно преданию, прежде чем начать копать курган, нужно было принести жертву. Ее выбор определялся следующим образом: на ночь вершину кургана обильно посыпали мукой, чьи следы на утро находили на нем, то животное и следовало принести в жертву. Кому-то попадались следы курицы, кому-то – овцы, кому-то – теленка, а кому-то – и коровы. Когда очередь копать курган дошла до одного из поселян, он тоже посыпал вершину мукой, а утром обнаружил там следы человека. Удивился, но решил, что кто-то пошутил. Посыпал курган второй раз и снова обнаружил человеческие следы, в третий – тот же результат. Тогда мужчина решил копать курган, не принеся жертвы. Вскоре он обнаружил столько золотых и драгоценных предметов, сколько еще никому из его односельчан не удавалось выкопать. Достал он все находки и счастливый понес домой – хвастаться добычей. А когда открыл дверь, увидел свою жену и дочь убитыми, лежащими в лужах крови.
Рассказы стариков о могильных кладах всегда волновали селян и толкали их на грабительские раскопки курганов. Особенно они активизировались после того, как в начале XX века в кургане у села Волонтеровка (ныне оно находится в черте Мариуполя) нашли горшок, в котором было около 500 серебряных и медных монет времен Петра Первого. Тогда крестьяне все перекопали по указанию какого-то таинственного старика.
Нередко путешественники отмечали в своих дневниках, что курганы якобы мистически связаны с каменными бабами, которые стояли на них как охранники. Народ развивал эту мысль в своих легендах и мифах. Действительно, до того как каменные бабы (в научной литературе их называют изваяниями) попали в музеи или были разбиты или утоплены в реках христианскими ревнителями, боровшимися с идолопоклонничеством, они стояли на курганах и, по легендам, были хранителями курганных сокровищ.
Кроме того, есть много легенд о захоронениях в курганах народных героев и богатырей, которых негоже было погребать в обычных могилах.
Мистические случаи
– Приходилось ли вам сталкиваться с какими-нибудь мистическими явлениями во время раскопок курганов?
– Приходилось, и не раз. Хотя по большому счету я не верю ни в какую мистику.
Например, вскоре после начала раскопок погребения знатной сарматки в упомянутом мной кургане у села Чугуно-Крепинка сотрудники нашей экспедиции пережили небольшое потрясение. Небо, которое только что было ясным, вдруг заволокло черной пеленой, стремительно налетел ураган и начался ливень. В тот момент я на мгновение подумал, что, видимо, древние боги разгневались на нас за нарушение покоя сарматской жрицы.
– А известны ли вам современные реальные и одновременно мистические факты, связанные с курганами?
– Да, известны. Например, в начале 70-х годов прошлого века тогдашний первый секретарь Донецкого обкома партии Владимир Дегтярев во время визита в передовое хозяйство, которое находилось в селе Михайловка Красноармейского района, распорядился распахать шесть курганов, составлявших группу «Могила Мемрикская». Но как только бульдозер подъехал к первому кургану, он сразу же заглох, и эта затея так и не была осуществлена.
Если же отбросить мистику, то, к сожалению, культурное наследие нашего края в реальности несет большие потери, так как маленькие курганы продолжают распахивать или же они подвергаются грабительским раскопкам современных вандалов, одержимых жаждой наживы. И никакие мистические силы и каменные бабы не могут остановить эти процессы. Нужны превентивные охранные меры.
Беседовал Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»