Художник-реставратор республиканского художественного музея Евгений Лактионов в канун Рождества завершил реставрацию картины «Поклонение пастухов». Он не только ее возродил, но и установил, что считавшееся работой неизвестного живописца полотно принадлежит кисти итальянского мастера эпохи позднего барокко Себастьяно Конки. Евгений Лактионов отреставрировал и множество других не менее интересных произведений живописи. Более того, картина Конки – это не единственный случай, когда Лактионову и его коллегам из музея удавалось установить авторов работ и изображенных на них личностей.
ТАИНСТВЕННЫЕ НЕЗНАКОМКИ
– Евгений, какие еще открытия доводилось вам делать в процессе атрибуции картин?
– У нас много лет хранился портрет неизвестной девушки в газовом платье с фатой, пере- данный музею из Эрмитажа еще полвека назад. Его автор был неизвестен. Сам же портрет был почти монохромным. Но когда я расчистил его от загрязнений и удалил потемневшие слои лака, увидел превосходные первозданные цвета. Тогда стало понятно, что картину написал очень хороший художник. Захотелось выяснить, кто же это мог быть и кого же он изобразил? Я занялся поисками. Их на- правление подсказала заместитель директора музея по науч- ной работе Марина Третьякова – она обратила мое внимание на то, что характер глаз у изображенной девушки очень напоминает глаза потомков российского императора Павла Первого. Это сразу сильно сузило круг поисков – искать среди огромного количества представителей российской знати было бы очень сложно. Сосредоточившись же лишь на потомках Павла Первого, я довольно быстро установил личность незнакомки – обнаружил в русском отделе Эрмитажа гравюру с практически таким же изображением, как на нашей картине, за исключением некоторых нюансов техники гравюры. На ней была изображена Великая княжна Мария Михайловна Романова – старшая дочь Великого князя Михаила Павловича Романова, младшего сына императора Павла.
Также на гравюре, повторяющей хранившийся в нашем музее портрет, было написано, что она сделана по картине Т. А. Неффа. Это был известный придворный живописец императора Николая Первого, который писал портреты сановных лиц высшего общества, расписывал знаменитый Исаакиевский собор. Тимофей Андреевич Нефф был профессором и академиком живописи Императорской академии художеств, а также хранителем картинной галереи Эрмитажа.
Его картины хранятся во дворцах императорского дома Романовых, в Русском музее, в Третьяковской галерее и в других местах. Однако среди известных и введенных в научный оборот работ Неффа портрет Великой княжны Марии Михайловны отсутствовал. Из литературных источников известно, что он считался потерянным. Этот и другие факты дали нам основания считать, что данная картина Неффа оказалась в нашем музее.18 мая 2017 года мы провели в музее презентацию этого полотна, которое раньше считалось портретом неизвестной девушки неизвестного художника. Кстати, недавно старший научный сотрудник музея Анастасия Черникова установила личность еще одной высокопоставленной особы, изображенной в образе богини охоты, плодородия, растительного и животного мира Дианы на картине немецкого художника XVIII века Христофа Фридриха Рейнольда Лишевского. Год ее написания и фамилия художника были известны, а вот кем являлась его героиня, выяснили только недавно. Теперь мы знаем, что на картине изображена дочь принца Леопольда II Максимилиана Ангальт-Десаусского – принцесса Генриэтта Екатерина Агнесса, в замужестве баронесса фон Лоэн.
В частной практике мне тоже доводилось устанавливать авторство картин, которые прода- вались как работы неизвестных художников. Но это было еще до войны, когда я имел возможность посещать слеты коллекционеров в Киеве, на которые свозили антиквариат для обмена или продажи. Глядя на старую картину, я как реставратор мысленно ее расчищаю, представляю, как она должна смотреться без всех наслоений. Кроме того, по характерным штрихам мазка и почерка иногда могу понять, какой художник ее написал. Бывало, что я сообщал киевским экспертам свои наработки, на основании которых они писали свои экспертные заключения об авторстве картин.
Также были случаи, когда при расчистке живописи мне удавалось обнаружить подпись художника или ранее неизвестные детали.
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ
– А не случалось ли вам, расчищая старую икону, обнаруживать под слоями краски записанное другое изображение?
– Были такие случаи в частной практике. Например, на образе со стоящими апостолом Петром и великомученицей Варварой между ними были изображены деревья. По ряду признаков я догадался, что это запись. Удалил ее и обнаружил между святыми терем с райскими вратами.
– Помимо картин, вы реставрируете много икон. Какие из них вас больше всего впечатлили?
– Запомнились случаи, когда я видел, что вдруг переставали действовать обычные физические законы. Однажды меня попросили в сжатые сроки расчистить Ильинско-Черниговскую икону Божьей Матери, на которой была надпись: «Чудотворная». Чтобы успеть, я постоянно работал и почти не спал три дня, но никакой усталости при этом не чувствовал. Но особенно поразило то, что хотя подушечки напальчников стерлись до дыр, у меня не возникало ожогов на пальцах от работы с сильным растворителем для расчистки иконы. И как я ни старался запечатлеть эту икону, четкого изображения так и не смог получить. Хотя другие объекты, которые снимал тем же самым фотоаппаратом, выходили отчетливыми и резкими.
Еще очень впечатлила кровоточащая икона, которую мне привозил священник из Снежного года за два до войны. Я сначала отнесся к этому довольно скептически. Но когда исследовал икону, то убедился, что похожая на кровь субстанция была не нанесена на дерево, а выделялась из самой кипарисовой доски, причем хорошо высохшей.
БОГАТЫЕ МУЗЕИ БОГАТЫХ
– Что чаще доводится реставрировать – иконы или картины?
– В музее чаще приходится иметь дело с картинами, а когда занимался частной практикой, то больше было заказов на реставрацию икон – в основном, от частных коллекционеров.
– Много у нас в Донецке собирателей икон и картин, имеющих солидные коллекции произведений изобразительного искусства?
— Не знаю, как сейчас, а до войны в домах многих богатых дончан были настоящие художественные музеи. Когда человек занимал высокий пост, его день рождения заканчивался тем, что у него уже возникал мини-музей. В коллекциях высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов было немало действительно очень ценных картин и икон. Знаю об этом не понаслышке. Мне доводилось выполнять заказы многих известных бизнесменов как из Донецка, так и из других регионов Украины, а также членов Кабинета министров и семей президентов страны.
– Сколько всего картин и икон вы отреставрировали за годы работы?
– Специально не подсчитывал. Но где-то около 600 работ прошло через мои руки. В том числе картины классиков живописи – Айвазовского, Коровина, Нестерова, Серова, Шишкина, Сурикова и многих других известных отечественных и зарубежных художников.
По материалам газеты «Донецк вечерний»