22 мая весь православный мир праздновал день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых. Только у нас в городе в его честь освящено четыре действующих храма. И одна из первых церквей на территории нынешнего Донецка тоже называлась Свято-Николаевской. Но в советские времена она была полностью стерта с лица земли, и теперь довольно сложно установить ее точное местоположение. Но мы попытались это сделать.
История церкви
Храм находился в селе Григорьевка, которое появилось лет за сто до того, как британский предприниматель Джон Юз приехал в наши края и начал строить металлургический завод, благодаря чему впоследствии и возник наш город. Ныне на месте бывшего села расположен донецкий микрорайон Боссе, неофициально названный так в честь предпринимателя, который вместе со своим компаньоном Геннефельдом 130 лет назад, в 1889 году, купил у помещика Николая Рутченко участок земли у села Григорьевка, относившегося тогда к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии.
Его прадед – прапорщик Алексей Кириллович Рутченко – был первым владельцем Григорьевки. Он же построил в селе Свято-Николаевскую церковь. Было это ровно 210 лет назад.
Но со временем деревянное строение обветшало, поэтому в 1875 году его основательно перестроили. Реконструкцию и благоустройство храма финансировал главным образом ее староста, уроженец Григорьевки Яков Иванович Древицкий. Тот самый, который помог Джону Юзу выбрать наиболее подходящий участок для строительства металлургического завода, а также найти месторождения угля и руды. Он выделил на переустройство храма более десяти тысяч рублей серебром. А остальные прихожане собрали всего 1 000 рублей серебром.
В родном селе Яков Иванович построил еще и здание для школы, содержание которой взял на себя. До сегодняшнего дня в том здании на нынешней улице Пухова расположено учебное заведение, правда, узнать его трудно – оно сильно перестроено и достроено. Теперь его занимает учебно-воспитательный комплекс «Гармония».
Своими добрыми деяниями Древицкий прославился не только в родном селе, но и в области Войска Донского, где выделил деньги на строительство нескольких храмов. Бывший крестьянин благодаря своей предприимчивости в 1880 году стал купцом 2-й гильдии Новочеркасска. Его также избрали ктитором (старостой) церкви при Мариинском Донском институте, существовавшем в Новочеркасске до 1919 года. Кроме того, за заслуги перед Таганрогом он стал потомственным почетным гражданином этого города.
Почетным гражданином Таганрога и купцом 2-й гильдии был и старший сын Якова Древицкого – Иван Яковлевич. В 1899 году его избрали старостой Свято-Николаевской церкви села Григорьевка. Приняв эстафету от отца, он продолжал его поддерживать и благоукрашать.
В книге В. Степкина и В. Гергеля «Полная история Донецка» приводится страховая оценка этой церкви по состоянию на 1910 год. Там сообщается, что она была деревянной, но на каменном цоколе. Крыша была крыта железом и окрашена зеленою масляной краской. Длина церкви вместе с колокольней составляла 15,5 саженей (одна сажень – 2,1336 метра), высота до крыши – 7,5 саженей. Колокольня была каменной, двухъярусной, высотой до крыши – 7 саженей. Иконостас – деревянный золоченый по светло-голубому фону. Также неподалеку от храма находились дома священника и дьякона с хозяйственными постройками.
По состоянию на 1913 год при церкви числился 551 прихожанин мужского пола и 547 женского пола.
Более поздних сведений о Свято-Николаевском храме обнаружить историкам пока не удалось. В безбожные советские времена он закрылся, как и большинство других церквей Донбасса. Вероятнее всего, это произошло в 30-е годы минувшего столетия.
Храм в жилом доме
После Великой Отечественной войны, когда религиозные гонения ослабли и даже разрешили открыть некоторые ранее закрытые церкви, снова начал действовать православный храм и на Боссе. Однако уже не в своем родном здании, а в расположенном в 200 метрах от него
Живущий ныне в соседнем доме пенсионер Владимир Кондратенко утверждает, что богослужения там совершались примерно до 1950 года. Сам он, правда, ни разу на них не бывал и жил тогда немного дальше, но, по его словам, мальчиком пас напротив этого дома коз и не раз видел, как верующие ходили туда на службы.
То, что в доме № 1 по улице Батенко находился православный храм, подтвердила и прихожанка Свято-Николаевского собора на Ларинке по имени Татьяна. В отличие от Владимира Кондратенко, она в детстве вместе с родителями и старшим братом неоднократно его посещала по большим праздникам. Однако Татьяна говорит, что этот храм в жилом доме закрылся не в 1950 году, когда она только родилась, а лет на десять позже, когда она училась в четвертом классе.
К слову, сейчас к дому, где раньше находился православный храм, примыкают с двух сторон большие молитвенные дома сектантов.
Свято место занято
Но те старожилы Боссе, с которыми нам довелось пообщаться, не помнят старинный Свято-Николаевский храм. Хотя, как говорят некоторые краеведы, его руины просуществовали чуть ли не до начала 60-х годов. На одном из снимков аэросъемки из архива ДонНТУ, которую датируют концом 50-х, в самом деле видно похожее на храм строение, одиноко стоящее посреди тогдашней площади Петровского.
Была в те времена такая на Боссе – между улицами Пухова, Урицкого, Речной и Батенко. Потом ее засадили деревьями и превратили в парк – с детской площадкой, агитплощадкой и прочими атрибутами. А еще позже молодой парк вырубили и построили на его месте многоэтажки.
По воспоминаниям очевидцев, в конце 70-х годов в 70 80 метрах восточнее этого места при строительстве многоэтажек обнаружили склеп с останками священника. А, как известно, многих священников хоронили именно с восточной стороны храмов, за их алтарями.
Возродить Свято-Николаевский храм на своем месте уже, конечно, невозможно – свято место занято. Однако в 300 метрах от него, возле рынка на той же улице Пухова, недавно открылся небольшой храм в честь апостола Иоанна Богослова, память которого совершается 21 мая – на день раньше праздника святителя Николая. Что довольно символично – храм в честь апостола стал духовным преемником уничтоженного храма святителя и возрождает духовную жизнь в бывшем селе Григорьевка.
Сергей Голоха, газета «Донецк вечерний»