В Донецком республиканском краеведческом музее есть уникальный экспонат, в Списке коллекции каменных изваяний сухо значащийся как «изваяние № 74». Это несколько оплывшая почти двухметровая статуя стоящего человека с бородой в уже плохо просматривающемся мундире и папахе. Скульптура выполнена из галита – большой глыбы каменной соли. Потому-то она имеет и более интересное название – «Соляной человек». «Родом» он из шахты им. Карла Либкнехта донбасского города Соледар (Брянцевские соляные копи).
СЛОВАРЬ В ПОМОЩЬ
По разным данным, статуя «Соляного человека» поступила в музейное собрание или в 1958 г., или в 1961 г. Отметим, что это – не единственная неточность, связанная с «Соляным человеком». Даже место создания и находки «Соляного человека» идентифицируется по-разному. В одной из публикаций (Скарби землі.., 2003, с. 110) говорится о Брянцевском руднике. В другой (История городов.., 1976, с. 180) – об организации в 1881 г. в с. Брянцевка (ныне г. Соледар) шахты «Брянцевская копь», состоящей их нескольких шахт-рудников. Термины «Брянцевская копь» и «Брянцевская шахта» даны в специальной работе, посвящённой первой соляной шахте Донбасса (Пырин и др., 2003, с. 8, 13). Мы опираемся на более ранний и более достоверный, на наш взгляд, источник, который формировался во время работы соляных копей, а потому лишён поздних ошибок: в Словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится о Брянцевских соляных копях «… в 1½ версте от станции Деконовки Донецкой каменноугольной железной дороги. Эксплуатацию их организовал горный инженер Н.Н. Летуновский в 1879 году» (Брянцевские соляные.., 1891, с. 819).
В Словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона инициалы хозяина копей – Н.Н. Летуновский. Мы обращаем на это внимание потому, что в литературе часто о нём пишут, как об Н.И. Летуновском или даже об М.Е. Летуновском. Путаница существует и в определении года создания статуи.
СПОРНАЯ ДАТА
Даже по поводу происхождения изваяния существуют две версии. Первая версия: «Соляной человек», конец ХІХ – нач. ХХ вв., изготовлен Е.Д. Поповым. В музейной документации о статуе сказано: «… Статуя людини. 1889 р. … Обличчя ледь помiтне. Ймовiрно, це зображення хазяїна шахти генерала Н. Летуновського. Виготовив скульптор-самоуч. Попов Єгор Дормидонтович, столяр. Статуя була вирублена в шахті «Брянцевськiй» (нинi шахта № 3 об’єднання «Артемсiль») на глибині 122 м. У 1958 р. була пiднята на поверхню та перевезена у ДОКМ (Донецький обл. краєзнавчий музей). Передав I.М. Пархоменко, начальник дiльницi № 1 шахти № 3 об’єднання «Артемсiль…». В инвентарную книгу записана о статуе та информация, которую предоставила один из старейших сотрудников музея, археолог и краевед (ныне ушедшая на пенсию) Ольга Привалова. Очевидно, и в музейных изданиях помещена информация, восходящая к О.Я. Приваловой. Интересен механизм разночтений: в публикациях не приводится конкретный год изготовления статуи, в то время как в инвентарной книге (и у О.Я. Приваловой в паспорте) записано – 1889 г., и мы склонны считать эту дату верной.
Вторая версия: скульптуру вырезал в 1897 г. камнерез-самоучка О.О. Дельцов (расшифровка инициалов неизвестна). Так считает старший научный сотрудник ДРКМ Жанна Крыжная, основываясь на более ранней публикации, содержащей соответствующие сведения. Автор газетной публикации 1976 г. опирается на рассказ донецкого археолога Т.А. Шаповалова, который вместе с сотрудником музея Л.С. Оберфельдом видели статую в штольне на глубине 170 м. Казалось бы, газетная публикация должна быть выверена в деталях, но на самом деле верить ей нельзя: заметка о фигуре из соли напечатана в конце 1976 г., и в ней Т.А. Шаповалов представлен, как сотрудник музея, хотя уже в сентябре 1965 г. Т.А. Шаповалов, более 11 лет назад ко времени заметки в газете, из музея перешёл работать в Донецкий госуниверситет. Очевидно, что в газетной публикации присутствуют старые записи журналиста и какая-то доля авторской фантазии (резко увеличилась, например, глубина шахты, на дне которой якобы стояла скульптура).
БУЙСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ ФАНТАЗИИ
Впрочем, нестыковка лет и разная глубина шахты – мелочь по сравнению с другим: автор лихо растиражировал еще одну легенду. Согласно ей, статуя была создана не в честь щедрого хозяина, а, напротив, для того, чтобы дисциплинировать рабочих и напоминать им о недремлющем хозяйском оке – мол, «работайте, бездельники, я за вами наблюдаю!». Безусловно, мимо такой колоритной идеи, подчёркивающей дореволюционный произвол капиталистов, нельзя было пройти в советской газетной публикации. Однако не журналист с буйной фантазией и бойким пером был автором этой колоритной легенды – очевидно, она существовала давно, поскольку даже вошла в текст старой детской книжки о труде добытчиков соли в Донбассе «Прозрачный слоник» С.С. Гарина. Правда, здесь хозяин превратился в сурового старика, а на иллюстрации соляная статуя подавляет размерами: фантазия художника создала огромную белую фигуру, опирающуюся на посох, выше трёх человеческих ростов. Нужно сказать, что книга написана талантливо и издана с прекрасными иллюстрациями. И, занимаясь историей «Соляного человека», мы, например, не могли отделаться от чувства, что почему-то знаем о статуе грозного хозяина – не из каких-либо поздних источников, интернета или газетной заметки О. Косяка – гораздо ранее! Это ощущение не давало нам покоя, но дало возможность-таки в какой-то мере восстановить ситуацию. Оказалось, что где-то в подсознании у нас сохранилась эта колоритная история, ибо в детстве мы читали интересные книги Семёна Семёновича Гарина, в том числе и «Прозрачного слоника». А с главной героиней – маленькой Лизой – очень переживали за судьбу этого слоника, выточенного из куска соли – ощущение этого вкупе с рассказом о страшной фигуре хозяина соляной шахты сохранился где-то в глубинах памяти.
Таким образом, несмотря на все разночтения в информации по «Соляному человеку», можно предположить, опираясь на данные Словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, что статуя всё же была изготовлена именно в 1889 г. (Е.Д. Поповым или О.О.(?) Дельцовым – вероятно, так и останется неясным), когда Н.Н. Летуновский продал свои копи.
ПРОВЕРКА НА СОЛЬ
В музей же статую привезли в 1961 г. Т.А. Шаповалов и Л.С. Оберфельд. Представленное в Инвентарной книге № 1 указание на 1958 г. кажется нам сомнительным: в ознакомлении со статуей «Соляного человека» в штольне и, очевидно, в перевозке статуи участвует Л.С. Оберфельд, который, судя по архивным документам, поступил на работу в музей в 1960 г. Поездка двух музейных сотрудников-мужчин за соляной статуей понятна: во всех музеях всегда немногочисленные сотрудники-мужчины принимали на себя усилия по транспортировке тяжёлых экспонатов. Кстати, научный сотрудник нашего музея Л.С. Оберфельд на протяжении 60-х гг. прошлого столетия не раз участвовал в доставке в музей половецких каменных изваяний, помогая то Т.А. Шаповалову, то О.Я. Приваловой.
В довоенное время статуя «Соляного человека» в Донецком краеведческом музее стояла в экспозиции зала № 4 1-го этажа. Её наличие в экспозиции добавляло хлопот музейным смотрителям: при посещении этого зала шумными ватагами школьников нужно было внимательно следить за сохранностью экспоната, потому что, узнав о том, что фигура вырублена из глыбы соли, многие норовили её лизнуть! После событий августа 2014 г. изваяние некоторое время оставалось на прежнем месте, будучи тщательно укутанным для лучшей сохранности на время ремонта залов музея. В 2018 г. «Соляной человек» поменял свою «прописку» – его переместили в реконструируемый Зал геологии и палеонтологии «На заре развития жизни» (открылся18 мая 2018 г.). Заметим, что статую генерала Летуновского поставили в нишу, а потому теперь посетителям незаметно лизнуть её будет гораздо сложнее, чем это было на старом месте. Но фигура действительно вырезана из глыбы соли: мы не удержались и проверили это – солёная!
По материалам газеты Донецк вечерний»