«Тяжеловесные классики» должны остаться

О творчестве донецкой поэтессы Алисы Федоровой мы писали пару лет назад. Поводом для новой встречи стал предстоящий юбилей Пушкина.

Именно с Алисой мы решили поговорить об Александре Сергеевиче, о влиянии его творчества на современную молодежь и на нее лично. Беседа получилась живой, интересной, а многие ответы – неожиданными.

Алиса Федорова

«Пушкин влияет на любого русского»

– Алина, можно утверждать, что Александр Пушкин сыграл важную роль в формировании вас как поэтессы Алисы Федоровой?

– Мне сложно ассоциировать себя c поэтессой. Я себя не считаю поэтессой или поэтом. Это предполагает, что ты пишешь стихи так же, как дышишь, это неотъемлемая часть твоей жизни. Я писала стихи, сейчас этого уже не делаю. В целом на это в моем случае повлияло филологическое образование, а Пушкин как его неотъемлемая часть. Я думаю, что Пушкин влияет на любого читающего человека, на любого русского человека. Описать, в чем именно это влияние было у меня, сложно. Думаю, в том плане, что он олицетворяет русский язык, русскую культуру, а я это все люблю.

– Вы родились и росли в лихие 1990-е. Ваши родители, бабушка читали вам сказки Пушкина?

– Да, разумеется, творчество Пушкина в моем детстве присутствовало. Больше всего его произведения читала моя бабушка, которая меня вырастила и воспитала. Я думаю, что в принципе сложно найти русскоговорящую семью, в которой не звучали бы тексты Пушкина, пока растут дети. Я очень любила «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслана и Людмилу». И не только сказки, но и стихи. Бабушка и «Евгения Онегина» мне понемногу читала с детства.

– Какое из стихотворений поэта вы выучили первым и в каком возрасте?

– Это произошло лет в шесть или семь, когда я выучила наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зеленый…». Это классика, с которой начинают многие дети. И у меня это были первые строки поэзии Пушкина, которые я запомнила.

«Литература… ничему не учит»

– Черпали в творчестве Александра Сергеевича какие-то жизненные ориентиры для себя?

– Нет, в этом плане я придерживаюсь мнения одного из моих преподавателей филфака – Петра Тимофеевича Тимофеева, который говорит, что литература ничему не учит. Я с ним согласна. Мы читаем книги не для того, чтобы примерить потом на себя какие-то сценарии в реальной жизни, мы складываем в себя чужой опыт, но, когда нужно принимать какие-то решения, все-таки не ориентируемся на Раскольникова или Сонечку Мармеладову, а опираемся на свои личные обстоятельства. Хотя, возможно, сценарии, заложенные в нас литературой, каким-то образом нам помогают. А может быть, даже мешают. Здесь вопрос открытый.

В моем случае никогда не было такого, чтобы осознанно вспомнить, как поступил тот или иной персонаж, и сделать также. Единственное, для меня всегда был привлекателен образ Татьяны Лариной. Она казалась мне очень правильной, очень женственной. Нравились ее скромность, экзальтированность, погруженность в книги. Я пыталась выглядеть так, как эта героиня, и вести себя так же.

– Когда начали писать стихи, не было искушения чуть-чуть подражать Пушкину?

– Такого не было. Я думаю, уже даже в XX веке, не то что в XXI, все стремились подражать не Пушкину, а Бродскому. Это если говорить о технической стороне стихотворений. Пушкинский стих уже не вмонтирован с нашу голову, мы уже так не изъясняемся, мы иначе думаем, нам иначе хочется высказать мысль. То, что Пушкин универсален с точки зрения смыслов, это безусловно, но сама подача и стиль остались в XIX веке.

Сейчас, возможно, есть какие-то подражатели, которые хотят перенимать этот стиль, осознанно подражать ему, но я не из их числа. Когда я начинала писать стихи, у меня вообще не было мысли быть на кого-то похожей.

6 июня 1799 года — Родился русский поэт, драматург и прозаик Александр Пушкин

Классика – это стресс

– Был в вашей жизни период, когда вы преподавали на филфаке ДонНУ. Скажите, как нынешние студенты относятся к творчеству Пушкина и других великих русских поэтов? ЕГЭ не вытравило из их сердец любовь в классике?

– Когда я преподавала и со студентами говорила о поэзии, хотя это не входило в наш учебный план, ощущалось, что ЕГЭ отчасти вытравило из них любовь к классике. Пушкин и вся классика у них ассоциировались с обязаловкой, с подготовкой к экзаменам, то есть со стрессом. Но говорить обо всех не могу. Есть ребята, влюбленные в поэзию, и для них неважно, что входит в программу ЕГЭ. Они поняли, что поэзия будет с ними всегда, а не только на время школьной литературы. К сожалению, таких меньшинство. Нынешнюю молодежь больше привлекают современные поэты, говорящие современным языком о понятных для них вещах.

Пушкина сложно преподнести сегодняшней молодежи так, чтобы она его полюбила. Его тексты надо читать и перечитывать, чтобы понять, насколько это великая поэзия.

Поэт «нисколько не в забвении»

– Иногда кажется, что в Эфиопии, на родине Абрама Ганнибала, творчество Пушкина знают и любят больше, чем в современной России. Вы с этим согласны?

– Я не знаю, какой процент жителей Эфиопии знает и любит творчество Пушкина. Да, его там изучают. Но и в современной России Пушкин на слуху. Его знают, читают, пропагандируют. Мне кажется, что Пушкин в достаточной степени представлен в школьной и университетской программе. Он нисколько не в забвении. Другое дело, как его преподносят, как преподают. Но это уже мастерство педагогов. Я знаю многих учителей, гениально преподносящих такую сложную литературу молодежи.

– Помогут ли реформы в образовании вернуть нормальное обучение школьников, в частности по такому важному предмету, как русская литература?

– Мне сложно сказать, так как я не причастна к этим реформам и не знаю, какие шаги сейчас предпринимаются. Если бы у меня спросили, как нужно менять список литературы, изучаемой в школе, я бы не стала говорить, что из программы нужно убирать тяжеловесных классиков, так как детям это сложно воспринимать.

Я убеждена, что эти классики должны оставаться, так как человек о них больше нигде не узнает, кроме как в стенах школы. Только здесь он услышит, что были такие писатели, как Чехов, Толстой, Гоголь, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Пусть эти имена будут представлены в школьной программе. Другое дело, что нужно искать компромисс между классикой и современной, иногда развлекательной литературой. Ведь это мотивирует детей на чтение.

Ольга СТРЕТТА
Фото предоставлено Алисой ФЕДОРОВОЙ

Источник: «Донецк вечерний»

Exit mobile version