Ученые Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в 2024 году выполнили научно-исследовательскую работу (НИР) и дали рекомендации по преподаванию истории в школе как мировоззренческой основы для формирования гражданской идентичности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. НИР реализована по направлению «СВО: посттравматический синдром, психологическая поддержка детей в школе. Образовательный процесс в новых территориях». О том, какие задачи решили ученые в рамках научно-исследовательской работы, порталу «Российское образование» рассказал руководитель проекта Герман Артамонов, профессор МПГУ. Об этом сообщили в Минпросвещения России.
«При решении педагогических задач, связанных с воспитанием гражданской идентичности, важно найти прочную теоретическую основу, которая позволяет раскрыть особенности формирования мировоззренческих сфер самосознания у подрастающего поколения. Нужно определить, какие психологические, педагогические, социальные факторы на это влияют, в какой мере современный учитель владеет методологической и методической базой и какие формы занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности он способен применять», — отметил Герман Артамонов.
Руководитель НИР обратил внимание, что на протяжении последних десятилетий на население из воссоединенных территорий оказывалось давление, людям насаждали неонацистские идеи, направленные на разрушение исторического и культурного единства народов Восточной Европы.
«Долгие годы в образовательные программы общеобразовательной школы этих регионов внедрялись антинаучные исторические мифы в целях разжигания националистических настроений. Поэтому нам представлялось принципиально важным вооружить педагогические кадры этих регионов историческими контраргументами, способными не только стать мировоззренческой основой гражданского самосознания, но и эффективно противостоять технологиям гибридной войны, развязанной против России», — подчеркнул Герман Артамонов.
Он пояснил, что в задачи НИР входили разработка и внедрение комплексного инструментария методического сопровождения профессиональной деятельности школьных учителей истории, которые занимаются формированием у школьников мировоззренческих основ российской гражданской идентичности.
Профессор МПГУ сообщил, что в ходе НИР сотрудники педагогического университета провели экспертные опросы преподавателей вузов и школьных учителей истории воссоединенных регионов. Это позволило выявить дефициты в содержательной и учебно-методической поддержке их профессиональной работы. В рамках практической части ученые подготовили методические материалы для учителей истории, рекомендации по повышению квалификации и по оценке уровня готовности педагогических кадров к формированию российской гражданской идентичности.
По словам Германа Артамонова, подготовленные материалы призваны помочь учителям истории и педагогическим работникам воссоединенных территорий вести учебно-воспитательную работу со школьниками по формированию их гражданского самосознания.
Фото: «Российское образование»