Любой город, когда он растет и развивается, в определенный момент начинает испытывать некоторые неудобства. Конечно, не сам город, а люди, его населяющие. Связано это, прежде всего с проблемами коммуникаций и транспорта. Новые дома строятся все дальше и дальше от центра, и транспортные магистрали становятся связующим звеном между различными частями города, скрепляя его в единое целое.
Нечто подобное произошло в нашем родном Донецке в начале 1920-х годов. Тогда город назывался Сталин, а население его, за счет открытия шахт и роста промышленных предприятий, увеличилось до 50 тысяч человек.
Тогда свою помощь в решении важнейших городских или, как бы сейчас сказали, муниципальных вопросов, предложили преподаватели Донецкого горного техникума им. тов. Артема, преобразованного в 1926 году в Донецкий индустриальный институт.
Не так давно, 6 марта 2018 года Государственное предприятие «Почта Донбасса» выпустило почтовую марку, посвященную 150-летию одного из основателей этого учебного заведения, профессору Алексею Первушину (1868 — 1957).
Именно под руководством этого выдающегося ученого, весной 1925 года студенты и преподаватели техникума приступили к геодезическим съемкам и составлению первого топографического плана города. А в июле 1926 года профессора Первушин и Тулпаров завершили разработку проекта моста и первой трамвайной линии «электрической железной дороги» по маршруту Железнодорожный вокзал Сталино — Сталинский металлургический завод.
2 марта 1927 года Сталинский горисполком принял решение о целесообразности строительства трамвайной линии, а уже с 15 июня 1928 года в городе начал действовать первый трамвай, связавший станцию Сталино и Совбольницу (район современной площади Ленина). К октябрю 1928 года первая линия была продлена еще на три километра, до металлургического завода, а к концу 1931 года в городе было уже пять трамвайных маршрутов.
В истории донецкого трамвая было два сложных периода, непосредственно связанных с войной и разрушениями. Трамвайные сети сильно пострадали в 1941 — 1942 году во времена немецкой оккупации, а затем во время боев за освобождение города. Их восстановление началось в конце 1943 года, и уже в январе 1944 года был полностью реконструирован первый маршрут до железнодорожного вокзала.
А уже в настоящее время, в период активных военных действий и обстрелов Донецка со стороны Вооруженных сил Украины, значительные повреждения получили трамвайные маршруты № 16 и № 1. Усилиями донецких транспортников, их работа была полностью восстановлена в 2015 — 2016 годах.
Следует отметить, что несмотря на достаточно развитую трамвайную сеть (в разное время в городе работали до 14 маршрутов одновременно), и мощный машиностроительный комплекс, трамвайные вагоны в Донецке никогда не выпускались. По рельсам «бегали» вагоны Московского и Мытищинского заводов, Усть-Катавского завода им. Кирова (Челябинская область), Киевского завода электротранспорта, а также знаменитые чехословацкие «Татры».
И вот, в год 90-летия донецкого трамвая, трудовым коллективом Государственного предприятия «Донецкий электротехнический завод» начата подготовка к постройке первого трамвайного вагона республиканского производства. Подробнее об этом рассказал и.о. министра промышленности и торговли ДНР Алексей Грановский.
«В 2017 году было реализовано сразу несколько проектов выпуска продукции, не свойственной для Донбасса. Это автобусы «Донбасс», спецтехника и, конечно же, трамваи. Мне, как министру промышленности и торговли, Главой ДНР Александром Захарченко поручено сделать первый опытный образец трамвая и пустить его на рельсы в столице Республики. Соответственно, следующим этапом будет обновление нашего трамвайного парка и продажа за территорию ДНР», — прокомментировал Алексей Грановский.
За образец для производства был взят тот самый чешский трамвай «Татра» Т3, который специалисты электротехнического завода разобрали и тщательно изучили. Затем наши конструкторы и инженеры побывали в Ижевске (Удмуртия), на местном предприятии «ИжГорЭлектроТранс» (ИжГЭТ), где еще в 2012 году была проведена глубокая модернизация «Татры». «Сейчас таких трамваев они сделали уже пять. Кроме того, в России была большая программа по энергосбережению, и еще 15 трамваев ИжГЭТа были модернизированы. Их наработки мы взяли за основу, заключили лицензионное соглашение», — добавил и.о. министра промышленности и торговли.
Трамваи республиканского производства будут оснащены новыми асинхронными двигателями и современным электроуправлением. Это позволит сократить расход электроэнергии до 40 процентов. Кроме того, донецкие инженеры уже внесли ряд собственных новшеств, позволяющих существенно облегчить конструкцию кузова без потери жесткости и основных требований и условий безопасности.
По словам Грановского, все комплектующие для производства трамвайных вагонов будут производиться на предприятиях Республики. «Все комплектующие мы сможем производить на своей территории, и закупать только электрику. Более того, с Министерством связи ДНР идут переговоры об обеспечении нашего трамвая Wi-Fi, чтобы пассажиры трамвая могли пользоваться бесплатным интернетом», — сказал он.
Постройка собственного трамвая — это большой шаг в развитии производства в Донецкой Народной Республике. «В основу проекта заложена технология, которая внесет значительный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений машиностроительной отрасли ДНР. Это совершенно уникальная вещь, потому что вагон трамвая — штучное изделие, которое не выпускается конвейерным способом. Он в разы сложнее и дороже, чем любой автобус. Поэтому производство собственных трамваев позволит не только обеспечить жителей Республики новым транспортом, но и создать благоприятные условия для повышения эффективности производства в целом», — отметил Алексей Грановский.
Выпуск первого трамвайного вагона республиканского производства планируется осуществить в середине лета 2018 года.
Автор Алексей Акутин