В начале лета 1948 года выдающийся советский оперный певец выступал на сцене театра оперы и балета в городе Сталино
Подробностей этих концертов семидесятилетней давности уже сейчас никто не помнит из наших историков и знатоков искусств, хотя личность и талант Ивана Семеновича Козловского это заслуживает. Между тем, в своих воспоминаниях певец отразил свой факт пребывания в столице Донбасса и в главной культурной газете СССР «Советское искусство» поделился впечатлениями о концертах в городе Сталино. Вот этот забытый факт в истории музыкальной жизни нашего края и вспомним в этой статье
В Донбасс пригласили лучших исполнителей страны
Напомним, что в то время весь Советский Союз восстанавливал разрушенную фашистами за время оккупации «Всесоюзную кочегарку». Стране нужен был донецкий уголь и металл. И для того, чтобы люди могли эффективно трудиться активно им в этом помогали деятели культуры и искусства.
В номере №20 за субботу 15 мая 1948 года главной «культурной» газеты страны «Советское искусство» (в последующем она станет «Советской культурой») на третьей странице была опубликована статья Всеволода Пименова «Лучше обслуживать горняков Донбасса», в котором речь шла о том, чтобы самые прославленные творческие коллективы Советского Союза почаще приезжали в донецкий край с концертами. «На совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б) дирижер К. Иванов рассказывал: «…наш московский оркестр выезжал на гастроли к рабочим в Донбасс…Какое счастье выступать перед такой аудиторией…какую это приносит пользу!…простые слушатели, воспринимая музыку чисто эмоциональным путем, дают правильную оценку гораздо вернее, чем некоторые ученые мужи». Чувство высокого удовлетворения испытывали работники Государственного оркестра русских народных инструментов под управлением Д. Осипова, выступавшего в апреле с концертами в крупнейших городах Донбасса. Репертуар оркестра, многообразный и яркий, был хорошо принят слушателями…Тепло встретили горняки приезжавших на гастроли скрипача Фихтенгольца, артистов ансамбля песни и пляски ВЦСПС, джаз-оркестр под управлением Л. Утесова, артистов Московского гастрольного нового театра под управлением В.Плучека и др.», — так начиналась та статья. А дальше…была критика стиля работы обкома союза угольщиков и Сталинской филармонии. И в заключении, автор статьи сделал вывод о том, что «идейно-художественный уровень концертов и спектаклей профессионального и самодеятельного искусства для трудящихся Донбасса должен быть поднят на более высокую ступень». И после этого, совсем скоро, жители шахтерской столицы смогли увидеть концерты самых ярких оперных звезд Большого театра СССР. В частности, 16 и 18 мая со сцены театра оперы и балета перед жителями Донбасса в операх «Евгений Онегин» и «Царская невеста» выступила народная артистка РСФСР, лауреат Сталинских премий, одна из представительниц «Золотой эпохи» Большого театра СССР Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909-1995). А затем, в начале лета, в Донбасс приехал народный артист Советского Союза Иван Семенович Козловский.
Гордость отечественной культуры
О выдающемся советском оперном певце, теноре Иване Козловском (24.03.1900-21.12.1993) написано много в энциклопедиях и разных периодических изданиях как бывшего Советского Союза, так и всего остального мира. Его имя в искусстве было одарено какой-то магической силой и выступления на сцене были исполнительским шедевром, так считали его коллеги по сцене.
В Большой театр Козловский пришел уже не дебютантом, а сложившимся мастером. В первый же сезон работы молодого певца там Владимир Немирович-Данченко сказал ему по окончании спектакля «Ромео и Джульетта»: «Вы необычайно храбрый человек. Вы идете против течения и не ищете сочувствующих, бросаясь в бурю противоречий, которые переживает сейчас театр. Я понимаю, что вам трудно и многое пугает вас, но поскольку вас окрыляет ваша смелая творческая мысль — а это чувствуется во всем — и виден везде ваш собственный творческий почерк, плывите не останавливаясь, не сглаживайте углы и не ждите сочувствия тех, кому вы кажетесь странным».
А вот мнение Натальи Шпиллер, которая, напомним, чуть ранее Ивана Семеновича выступила в городе Сталино в 1948 году: «В середине двадцатых годов в Большом театре появилось новое имя — Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения, актерские данные — все в молодом тогда артисте изобличало ярковыраженную, редкую индивидуальность. Голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу «прорезать» большие пространства. Козловский может петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция — поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…».
Во время Великой Отечественной войны Козловский в составе концертных бригад выступает перед бойцами Красной Армии, дает концерты в освобожденных городах.В послевоенный период помимо выступлений в качестве солиста Иван Семенович продолжает режиссерскую работу — ставит несколько опер.С самого начала своего творческого пути певец неизменно сочетает оперную сцену с концертной. В его концертном репертуаре сотни произведений. Особое место занимали романсы. «Козловский не только «открыл» для слушателей многие из них, как, например, повсеместно известные сегодня «Зимний вечер» или «Я встретил вас». Он создал совершенно особый стиль их исполнения, свободный от какой бы то ни было салонной слащавости или сентиментальной фальши, максимально близкий атмосфере того естественного, «домашнего» музицирования, в условиях которого в свое время и создавались и звучали эти маленькие жемчужины русской вокальной лирики», — отмечал эту страничку творческой деятельности выдающегося певца кандидат искусствоведения Павел Пичугин.
Выступления Ивана Козловского в городе Сталино
Иван Семенович Козловский был в Донецке, вернее тогда в городе Сталино, 70 лет тому назад, в начале июня1948 года. Об этом он сам потом написал в своих воспоминаниях.
Странно, но в главной областной газете «Социалистический Донбасс» этим концертам практически не было уделено внимания. Лишь в номере за среду 9 июня было размещено небольшое объявление о том, что в Сталинском государственном русском театре оперы и балета 10 июня состоится «прощальный концерт солиста Большого театра Союза ССР, лауреата Сталинской премии, народного артиста Союза ССР Козловского И.С.». Начало концерта было объявлено на восемь часов 30 минут вечера. И там была приписка, что «билеты, купленные на 3 июня, действительны на 10 июня». Таким образом, с большей долей вероятности, можно предположить, что у Ивана Козловского планировался первый концерт на 3 июня, но он не состоялся. Так получилось, что подробностей тех выступлений певца не сохранилось, но вот, в той же газете «Советское искусство», были опубликованы впечатления Ивана Семеновича о поездке в город Сталино.
«В центре социалистического Донбасса»
Так называлась статья, напечатанная газете в №20 за субботу 26 июня 1948 года на четвертой странице. В предисловии ее говорится, что «с 23 мая по 10 июня народный артист СССР И.Козловский провел гастрольные выступления в Донбассе. Он принял участие в спектаклях Театра оперы и балета в городе Сталино, на сценах которого выступил в операх «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Риголетто», «Травиата» и «Демон», и кроме того, дал четыре концерта». Далее певец поделился впечатлениями о своей поездке. Сегодняшним читателям, читая эти строки, необходимо, наверное, сделать скидку на некоторую идеологическую составляющую этой статьи. Тем не менее, историческую ценность эта публикация не теряет.
«Радостно сознавать, что бывшая Юзовка, вотчина английского капиталиста Юза, за годы советской власти превратилась в прекрасный город Сталино, центр высокой индустриальной и духовной культуры социалистического Донбасса.
Архитектурная планировка города, его здания, его великолепный театр являются прекрасным внешним выражением этой культуры.
Выступления на сцене Сталинского театра доставили мне истинное удовольствие. В спектаклях, в которых мне довелось участвовать, я видел большое мастерство его создателей и артистов. Это прежде всего относится к В.Дементьевой (Виолетта), Ф.Корешникову (Онегин), Т.Собецкой (Татьяна), Г.Жиц (Няня, она же, как гласят отзывы, блестящая Кармен). Хороши С.Шехов (Гремин, он же красочный Мельник в «Русалке»), А. Стальниченко — Трике и обаятельный Гастон в «Травиате», Е.Родионова (Няня). Следует отметить также исполнение А. Коробовым партии Риголетто, К. Подольскую в партии Ярославны, исполнительниц партии Ольги — Е.Васильеву и А.Гурьеву и таких талантливых артистов, как бас Собинин, лирико-драматический тенор П. Раше.
В оркестре театра есть хорошие солисты — виолончелисты, скрипачи, флейтисты, квалифицированные первые тромбоны, трубы, великолепно слаженный квартет. Возможно, что для таких больших спектаклей, как «Князь Игорь», и следовало бы дополнить количество артистов оркестра, но это не умаляет бесспорных достоинств его наличного состава. Нормальному звучанию оркестра способствует то, что строители театра в городе Сталино правильно спланировали размеры и высоту оркестровой ямы. Здесь не нарушены, в угоду гигантомании, необходимые звуковые соотношения, как это, к сожалению, имеет место почти во всех оперных театрах Союза — и новых, и старых, в которых расширяли оркестровую яму даже за счет удаления нескольких рядов партера.
Балетная труппа театра создана здесь же на месте своими силами. Упорный многолетний труд дал блестящие результаты: половецкие пляски в «Князе Игоре», отдельные номера в украинском балете «Лилея», которые мне довелось увидеть, — восхитительны.
Опытные и знающие свое дело дирижеры Л. Гискин и Е. Шехтман взволнованно и уверенно ведут спектакли. Осмысленная и выдержанная по стилю режиссура А.Варланова («Онегин») и А. Здиховского «(«Риголетто», «Травиата», «Князь Игорь»), хорошее, напоминающее традиции певцов степей, чистое звучание хора, небольшого, но замечательного по качеству, старательная и удачная работа хормейстера Л. Шполянского, балетмейстера Гартман, как и художников Э. Ляхович и С. Степанова — все это свидетельствует о наличии крепкого, слаженного оперного коллектива, способного решать серьезные творческие задачи.
Однако сегодня этот коллектив, располагающий и квалифицированными певцами, и хорошими музыкантами, и талантливой режиссурой, работает не в полную меру своих творческих возможностей. Его спектакли — на уровне, обычном для многих наших периферийных театров. Причин тому много: и недостаточность людского состава — солистов, хористов, оркестрантов, и затруднения с получением нотных материалов, что лишает возможности включать в репертуар произведения, более соответствующие людским и творческим силам коллектива, и необъяснимое отсутствие творческой помощи театру, так и чуткого внимания к нуждам и запросам его коллектива со стороны Комитета по делам искусств УССР. В результате работа над новыми спектаклями идет неровно, костюмы, например, бывают иногда готовы чуть ли не к генеральной репетиции и актеры осваивают их, полностью вживаются в образ уже на первых спектаклях. Все это, разумеется, снижает творческую требовательность исполнителей к себе и повседневную борьбу за высокое качество коллективного творческого труда.
Непосредственное знакомство с работой крупнейшего периферийного оперного коллектива убедило меня также в том, насколько необходимо решить, наконец, ряд вопросов, имеющих существенное значение для всех музыкальных театров страны. Это относится, в частности, к такой важной проблеме, как пересмотр высоты нашего камертона. Общеизвестно, что наше пение — на тон выше, чем было это сто лет назад. В результате развития техники оркестра дивизион валторны, например, сейчас неизмеримо больше, чем он был во времена Глинки, Глюка, Бетховена, так же, как диапазон флейты, кларнета и других инструментов. Они эффектно звучат на высоких нотах, и в связи с этим композитор охотно ведет мелодию вверх. А это тянет вверх и все звучание певческой массы — солистов и хора. Но ведь человеческий организм, если и видоизменяется, то крайне медленно и уж, во всяком случае, голосовые данные артиста не расширились настолько, чтобы успешно соревноваться с беспредельными возможностями развития оркестровой техники.
Установление определенной, единой для всех музыкальных коллективов страны высоты камертона положит какие-то разумные пределы стремлению к неоправданно высоким звучаниям.
Надо также серьезно подумать об охране наших вокальных кадров. Чтобы сохранить продолжительность и качество звучания голоса, надо строго собладать существующие нормы выступлений и не обременять артистов концертной деятельностью. Это не учитывают в Сталино, где оперный театр работает 11 месяцев в году, причем одновременно артисты участвуют в большом количестве концертов.
Не только Сталинский театр, но и многие оперные театры страны испытывают острый недостаток в квалифицированных вокальных кадрах. Это обязывает подумать о расширении и улучшении дела их подготовки. Сейчас на тысячи выпускников музыкальных училищ и консерваторий приходится десяток вокалистов. Это очень мало. А ведь среди нашей одаренной молодежи в самодеятельных кружках, народных хоровых коллективах можно найти хороший материал для подготовки полноценных певцов.
Нужно оказать максимальную поддержку центру культурной жизни Донбасса — Сталинскому театру оперы и балета. Нужно, в частности, дать возможность ему, как и другим театрам Донбасса, выступить в крупнейших центрах страны, изучить и использовать опыт наших лучших оперных и драматических коллективов. Такой обмен опытом будет способствовать обоюдному росту и еще более вдохновенному творческому труду», — вот такие мысли после поездки в наш край высказал выдающийся советский оперный певец. Думается, что некоторые моменты из его статьи будут интересны и современным артистам.
О великом певце России помнят в Донецкой Народной Республике
Получился символичным тот факт, что именно при Донецкой Народной Республики вспомнили о великих певцах России. 31 мая 2017 году в Донецком республиканском художественном музее была открыта передвижная выставка, которая приехала в столицу ДНР из Москвы. Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина представил тогда более
тридцати фотографий великих певцов России — Федора Шаляпина, Ивана Козловского, Сергея Лемешева и факсмильные копии эскизов декораций к самым известным спектаклям с их участием.
«Меня в Москве просили передать самые добрые пожелания гражданам Донецкой Народной Республики от всех музеев Российской Федерации. С помощью нашего партнера — музея имени Бахрушина — мы можем ознакомиться с биографиями и творчеством великих оперных певцов, покоривших мир», — сказала тогда директор ДРХМ Надежда Анищенко.
Эта выставка передана в наш музей на 5 лет и после демонстрации ее в Донецке, эти материалы могут увидеть посетители и в других городах Республики.
Кстати, на представленных на выставке фотографиях Иван Семенович Козловский как раз и запечатлен в роли Ленского из «Евгения Онегина» и Герцога из «Риголетто», т.е. в образе тех, кого играл на сцене театра оперы и балета города Сталино в далеком 1948 году.
Анатолий Жаров